Начало октября богато на знаменательные даты. К примеру, 1 октября отмечен как День музыки, а уже 2-го мы празднуем День учителя. Настоящие праздничные выходные получаются у педагогов музыкальных школ! Какую музыку слушают профессионалы, каждый ли может научиться петь, почему детей можно и нужно отдавать в школу искусств? Эти и другие вопросы мы задали Марине Максимовой – педагогу хорового и теоретического отделения ДШИ, за плечами которой 30-летний опыт работы, множество наград и достижений на творческом поприще – как собственных, так и у воспитанников.

О выборе между математикой и музыкой

«К музыке страсть у меня была с детства, пела хорошо. И отец у меня музыкальный был, и у бабушки голос прекрасный. И я просила: «Папа, хочу в музыкалку, хочу петь, играть!» И меня уже в довольно позднем возрасте отдали в школу искусств. Был октябрь, мест уже не было. Но меня услышала Галина Ботвинник, основатель «Ващилок», и взяла к себе заниматься. Потом я попала к Тамаре Власовой…

В школе, конечно, на всех концертах выступала, активной была – но и училась хорошо. Хотела даже поступить на физико-математический факультет. Вообще, история с поступлением забавная, ученикам часто ее рассказываю. Папа привез меня в Могилевский колледж имени Римского-Корсакова, я сдала все вступительные экзамены на отлично. Папа уехал… А я тут же забрала документы и понесла на физмат в пединститут! Директор колледжа звонил отцу, сообщил об этом. Папа возвращается в Могилев – и за обе руки меня назад в музыкальное училище!»

Но Марина Михайловна признается, что ни капли не пожалела. «Училась хорошо, была председателем профсоюзной организации, активничала. И педагоги прекрасные – особенно Жаннета Геннадьевна, мать нашего знаменитого артиста Петра Елфимова. К окончанию учебы уже даже нашла распределение в Могилеве, но вышла замуж и вернулась в родной город.

Гляжу теперь на сцену, зрителей, учеников – и даже не представляю: если бы в день поступления все сложилось иначе, сидела бы сейчас в серой лаборатории, изобретала бы что-то. Многое потеряла бы! Эти эмоции, впечатления… Хотя, кстати, технические задатки во мне есть: люблю машины, разбираюсь во «внутренностях», папа учил перебирать запчасти, на гонках участвовала. Да, люблю это, но о выборе не жалею»

Артист и педагог

«Много выступаю и сама, в коллективах и сольно, постоянно участвую в концертах, развиваю свой голос – и думаю, пороха в пороховницах еще предостаточно. Но на первом месте у меня все же преподавание. Стремлюсь в первую очередь показать именно моих детей. Вот готовили концерт ко Дню пожилых людей – сама не пела. Ведь у каждого моего ученика в репертуаре не меньше 10 песен – как же не дать им проявить себя? И можно сказать, я с ними и на сцене: моих ребят узнают по мимике, по постановке голоса, по поведению на сцене. Они «мои» в эмоциях, в движениях. Они даже похожи на меня – все такие же холерики. Кстати, дополнительно получила психологическое образование, и это очень помогает в работе: с первого взгляда определяю характер, психофизические особенности ребенка, что из него можно «слепить» и как найти подход».

О том, что детям дает «музыкалка»

«Учить можно и нужно. И раньше, вспомните, сколько было коллективов самодеятельности, кружков. Сейчас люди все больше спрятались в свои норки, в квартиры. И там же спрятали своих детей, не давая им возможности учиться новому: мол, ой, он один не доедет до занятий, он не справится. Ребенок наполнен с рождения различными особенностями и способностями, но родители ради своего удобства отмахиваются от их проявлений: тише, не мешай, ну что там показать хочешь?.. В школе – «сидите тихо, не болтайте», ограничивают в рамках. Да, на сцене есть свои рамки, но есть и намного больше раскованности. Этому я тоже учу своих деток: не боятся вступать в диалог, раскрепощаться, выражать эмоции. Показываю его личность, чувства. И можно заметить, что мы говорим на равных – неважно, что я намного старше. Тогда ребенок чувствует, что он тоже полноценный человек, он важен, – и не боится показать себя».

Об учениках-последователях

«Особенная гордость – то, что дети идут по моим стопам. За 30 лет моей работы 12 учеников поступили на музыкальные специальности. Например, Людмила Борисенко, первая моя ученица, сейчас преподает вокал в Минске. В нашем РЦК много девочек, занимавшихся у меня. Пару лет назад поступила Катя Просвирова – девочка с уникальнейшим голосом, любила петь с ней вместе. Сейчас буду готовить девочку-восьмиклассницу к поступлению в колледж. А Дмитрий Азаренко – это же наш воспитанник! А Сергей Буленков, которого так любит кричевская публика! А ведь мне приходилось уговаривать дальше поступать на музыкальные специальности».

О любимой музыке

«Не сказала бы, что я меломан. Но то, какую музыку я слушаю, во многом зависит от окружения, обстоятельств, состояния души. К примеру, сейчас у меня в машине играют хиты 80-90-х, какое­-то время увлекалась романсами. Современную тоже слушаю: ученики предлагают то, что хотели бы исполнить – и я нахожу что-то достойное и для себя. Конечно, не песенки на двух нотах с примитивными текстами: это и ученикам не советую, и ребенку своему стараюсь не давать слушать. А вот те современные, где есть профессиональное развитие мелодики, качественно исполненные… К музыке отношусь оценочно, как профессионал, ищу что-то сложное, что и воспроизвести потом интересно. Ну, и конечно, классика – она не обсуждается, это шедевры, на основе которых строится и вся современная музыка.

Вообще, казалось бы – 7 нот. Но на них строятся сложнейшие произведения. Это тяжело передать… Хотя, говорят, на фермах коровам ставили сонату Фа-мажор Моцарта – и им очень даже нравилось. Я даже шучу иногда, что после выхода на пенсию попрошусь на годик дояркой – проверить этот факт».

О сильном коллективе

«Ко Дню музыки хочется упомянуть и про наш коллектив. В этом году школе искусств исполняется 70 лет. И скажу как человек, который тут много лет учился и работал – это одна из лучших школ области. Как много лет назад была, так и сейчас. Могилев, Бобруйск и Кричев всегда соревновались между собой по высокому мастерству педагогов. Наши ученики становились степендиатами, лауреатами международных конкурсов. Потому что здесь серьезная база и коллектив. Многие из нас – воспитанники той сильнейшей команды маститых педагогов, что работали в 70-80-х. И если дети хотят, их можно и нужно отдавать в надежные руки наших профессионалов».

 

Дарья БОРОВИКОВА.