Наверное, в жизни каждого со времен школы в памяти остался тот самый учитель, который не только преподавал предмет, но и стал настоящим Наставником. К таким профессионалам своего дела можно отнести и Сергея Кузьмина – учителя трудового обучения СШ №7.

Значительную часть своей жизни он прожил на острове Сахалин и никогда не думал, что будет преподавать. Однако судьба сложилась так, что уже более 40 лет Сергей Викторович не просто работает с деревом и металлом, но и обучает этому других. Он рассказал, как пришел в педагогику, почему в его деле важен персональный подход и почему из принуждения не выйдет ничего хорошего.

 На родине учился на военной кафедре, а в Беларуси стал учителем

– После учебы в Хабаровском политехническом институте думал связать жизнь с военным делом. Закончил военную кафедру и дослужился до капитана инженерных войск. Но в один момент решил, что хочу переехать и заняться чем-то новым. Тогда это было легко, поэтому уже довольно скоро оказался в Беларуси. Первое время жил в Черикове и работал в лесхозе инженером по технике безопасности. Затем переехал в Кричев, и тут предложили стать учителем трудового обучения в СШ №6. И вот с тех пор, с 1982 года, учу ребят обращаться с деревом и металлом. Там отработал 15 лет, после чего пригласили в СШ №7, где преподаю по сей день.

Дети уникальны, и с каждым нужно установить контакт

– Первое, что понял – нельзя прийти к детям и сказать: «Теперь я ваш учитель и вы должны меня слушаться». Мало того, что от этого не будет толку, так и ученики воспримут все «в штыки» и станут делать все в точности наоборот. Это главное, что нужно понять. Все ребята отличаются: кто-то схватывает все «налету», а другому нужно уделять больше времени и объяснять как можно подробнее. Один хорош в работе с металлом, а другой – с деревом. Все это строго индивидуально, и когда ты это понимаешь, работать с детьми становится только в радость. Стараюсь с первых же уроков примечать сильные и слабые стороны учеников и учитывать это при подборе заданий. 

По программе очень много внимания уделяется непосредственно практике, а ведь далеко не каждому она дается легко. Здесь тоже нашлось решение: ставлю двух учеников вместе за один станок. Причем так, чтобы вместе собрались тот, кто хорошо усвоил знания, и тот, кому информация дается тяжелее. Так ребята учатся не только у меня, но и друг у друга, что повышает эффективность образования, да и мальчишкам вместе веселее. 

Нельзя заставить ребенка полюбить предмет: ему или нравится, или нет

– Почему-то многим кажется, что любовь к своему предмету можно «привить». Но, как показывает опыт, ни разу еще из принуждения не вышло ничего хорошего. Вместо этого попробуйте заинтересовать. Покажите на практике, что ваш предмет важен и полезен. Если удалось привлечь, то проблем с освоением новых знаний не будет. Дети и сами стремятся подробнее изучить то, что им нравится. Давлением вы получите противоположный эффект. У них ведь сейчас такой возраст, что любой натиск вызывает искренний протест, так что и результат будет соответствующим. 

Эффективность подхода Сергея Викторовича лучше всего подтверждается достижениями его учеников. Так, в прошлом году его ученик стал лучшим на областной олимпиаде, а также команда области, в подготовке которой он участвовал, завоевала все призовые места на республиканском этапе. В нынешнем его ученик стал первым в районе и отмечен похвальным отзывом на области. Это далеко не все заслуги подопечных капитана запаса, но и они показывают – к его мнению стоит прислушаться.

 

Егор ГРИЩЕНКО.