Со времен первых поселений Полоцкого княжества и до наших дней белорусский народ преодолел множество испытаний. Белорусская нация формировалась на протяжении нескольких веков и за это время преодолеламассу преград на пути к независимости.

Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская Империя и СССР, значительную часть своей истории Беларусь была частью других, более влиятельных государств, но даже при таких условиях белорусы всегда оставались белорусами и ценили свою идентичность. В наше время Беларусь – суверенна, но вопрос сохранения своей культуры и идентичности все еще остается открытым. И о том, как белорусы берегут свою культуру и историческое наследие и пойдет речь сегодня.

За материальную часть исторического наследия основную ответственность взяло на себя государство. Во многом это касается архитектуры прошлых эпох. Под конец 2020 года в нашей стране насчитывалось более 5,5 тысяч охраняемых государством объектов, и с годами этот список становится все больше. В последние годы были отреставрированы музей Бялыницкого-Бирули в Могилеве, английский пейзажный парк в Мире, часть Кревского замка, родовое имение Наполеона Орды и многие другие. На данный момент активно ведутся восстановительные работы в дворцово-парковом комплексе Пусловских в Коссово и дворцового комплекса Сапег в Ружанах. Помимо архитектуры большое внимание уделяется мемориалам, посвященным событиям Второй мировой войны, заповедным местам, памятникам искусства и другим материально-культурным ценностям. 

Сохранение же нематериальной культуры во многом зависит от народа и его отношения к своему историческому наследию. И здесь все куда сложнее. Многие национальные особенности и традиции отходят на второй план, и причина тому – глобализация. Да, в ней нет ничего плохого, но, как правило, она приводит не к слиянию различных культур в одну, а к замещению национальной культуры массовой. Сложность в том, что, к сожалению, многие не видят в этом проблемы, точнее, не замечают ее. На национальном и региональных уровнях проходят Дожинки, Коляды, Масленица, Купалье и некоторые другие обрядовые праздники. Но, например, такие, как Громницы, Деды, Зажинки, Родины и еще множество других или сохранились на очень локальном уровне, или вовсе забыты. Но нематериальная культура не только в праздниках, это еще и различные народные сказания, особенности языка и менталитета, местные и семейные традиции. И здесь ситуация тоже не самая оптимистичная. Многие люди очень подвержены влиянию массовой культуры и поэтому активнее впитывают ее элементы, нежели прибегают к собственным традициям. Решением проблемы могло бы стать активное внедрение в массовую культуру национальных особенностей. Кино, музыка, литература, игровая индустрия вполне могли бы нести в себе элементы белорусской традиции. Например, развитие кино на белорусском языке, о различных периодах отечественной истории или о личностях, на белорусскую историю повлиявших. 

Сейчас процессы проникновения национальных особенностей в поп-культуру лишь начинаются. Появляется все больше творческих людей, которые этим занимаются и тех, кто говорит о таких людях. Появляются блогеры, которые строят свое творчество как раз на том, что делятся с аудиторией различными особенностями белорусского языка и обычаев. Но все эти процессы только начинают развиваться и вопрос сохранения аутентичности все еще остается открытым.

Да, у Беларуси богатая культура, которая формировалась столетиями, но сможем ли мы сохранить ее и приумножить, зависит от каждого из нас.

Егор Грищенко.

Фото из открытых источников, носит иллюстративный характер