Производители автомобилей предупреждают, что за пределами -15 градусов наступает зона экстремальных для техники температур, при которых требуются дополнительные профилактические мероприятия. Чаще всего в машине замерзают технические жидкости, от которых зависит функциональность основных систем. Это масло в двигателе, в коробке передач, в гидроусилителе руля, а также рабочие жидкости в тормозной системе и в охлаждающих контурах. Эксперты «За рулем» составили шкалу температур, с помощью которой можно увидеть, как влияет понижение температуры на работоспособность техники.

Нестойкие незамерзайки

При -1 замерзает вода в бачке стеклоомывателя. Если водитель вовремя не заменил летнюю омывайку на зимнюю, то его могут ждать неприятности. Форсунки блокируются, жидкость превращается в лед, и ветровое стекло быстро забивается грязью, из-за чего видимость с водительского места резко падает. Это опасно, так как водитель через белые разводы на стекле не всегда может увидеть затормозивший или сманеврировавший автомобиль, особенно без габаритных огней. Эксплуатация транспортных средств с неработающей системой очистки стекол запрещена.

При понижении температуры ниже -15 может замерзнуть зимняя омывайка на основе изопропилового спирта. Она превращается в желе и испытывает проблемы с прокачиваемостью по трубкам. Если же ее густые капли попадают на стекло и размазываются щетками, то они мгновенно превращаются в белые разводы. Благо при морозах активность химических реагентов не слишком высока, поэтому пользоваться омывающей жидкостью требуется нечасто.

Из незамерзающих жидкостей приемлемую вязкость до -25 градусов сохраняют только метанольные продукты, но они очень ядовиты и запрещены к использованию.

Гарантированный запуск мотора

Ниже порога в -15 начинаются проблемы с техническими жидкостями. Сложности ждут дизельные машины, у которых в баке оказалось некачественное топливо. Оно выделяет парафины, которые кристаллизуются на фильтре и препятствуют поступлению солярки. Кроме того, у дизелей даже с арктической соляркой в баке при низких температурах могут начаться неприятности с запуском. Наиболее часто это случается с дизельными двигателями с турбонаддувом и степенью сжатия не ниже 15. Гарантированная температура холодного пуска у них — лишь -10 градусов.

Для бензиновых моторов, согласно ГОСТ Р54120—2010, в базовом оснащении предельной температурой холодного пуска является -20 градусов.
То же относится к дизельным двигателям с применением устройств облегчения пуска: их предел составляет -20...-25 в зависимости от конструкции камеры сгорания.

Хотя в действительности исправные моторы заводятся и при более низких температурах.

Предел для масел

Ниже -25 градусов начинаются проблемы с маслами в двигателе и в трансмиссии. Моторные смазывающие жидкости типа 10W-40 работают на пределе возможностей и быстро густеют. Масла с вязкостью 5W-30 еще держатся, но и они требуют усиленного прогревания перед стартом. Поэтому после холодного пуска необходимо прогревать мотор до тех пор, пока масло не достигнет хотя бы температуры в 0 градусов. То же самое касается и трансмиссионных масел.

Из моторных масел до -35 градусов эффективно работает только зимняя «нулевка» 0W-30.

Крещенские морозы

При морозах в -40 градусов начинает замерзать электролит внутри аккумулятора. Поэтому автомобиль может стать гарантированно обесточенным. Появляются проблемы и с антифризом. Он теряет текучесть, из-за чего нарушается его циркуляция и, как следствие, возможны локальные перегревы после запуска мотора.
Температура в -40 является пороговой для тормозной жидкости. У нее, правда, есть запас прокачиваемости, но сильно полагаться на него не стоит. Полностью эти жидкости кристаллизуются при -65.

Сорок градусов мороза являются критичными для гидроусилителя рулевого управления. Непрогретое загустевшее масло способно выдавить уплотнители или даже порвать резиновые трубки системы. В этом случае руль заметно тяжелеет и хуже работает.

А при -70 начинают застывать бензины, изготовленные в соответствии с ГОСТ 32513–2013. Это современные сорта АИ-92, АИ-95 и АИ-98.

aif.by