Нет такого человека в Беларуси, который хотя бы раз не подумал о работе за границей. Там и трава зеленее, и сахар слаще, и зарплату платят тысячами евро. Так кажется отсюда. Но на деле тысячи евро оказываются мифом, а жизнь под европейским солнцем – не такой уж и теплой.

– Фамилию мою не упоминайте, – просит Дмитрий. Оно и понятно, у нас принято рассказывать, как ты классно съездил на заработки за рубеж, хвастаться, так сказать, а вот признаться, что «не сраслось» и ты чуть ли не у старого корыта остался – стыдно. Об этом молчат. Хотя таких случаев куда больше…

– Где-то в мае прошлого года знакомый кричевлянин, который сейчас живет в Могилеве, предложил работу в Германии. Мол, Димон, собирайся. Хороший заработок, работа не пыльная, – рассказывает собеседник. Дмитрий вначале отказался, были дела на родине. «Но к августу я освободился и рискнул, – продолжает мужчина. – Вроде официальное трудоустройство, документы на руки выдали. Но за два дня до поездки оказалось, что еду не в Германию, а в Швейцарию. Там у одного из бывших жителей СССР квартира требовала ремонта «под ключ». Квартира большая – 150 м2. Деньги обещали неплохие…»

Вроде все обсудили и Дмитрий с напарником прибыли в страну Альпийских лугов и банковских сбережений.

– Уже на месте дело не пошло. Объем работы оказался гораздо больше оговоренного. Нам поставили жесткие сроки. Жили тут же, в квартире, которую ремонтировали. Не успевали, потому что иногда стройматериал ждали по 2-3 дня. Хозяин вначале контролировал нашу работу каждый день: раз в неделю приезжал, ежедневно мы высылали фото завершенных работ, – вспоминает Дмитрий. Вроде все шло тип-топ, но где-то к середине наш герой почувствовал подвох.

– Договоренность была такая: сдаем объем – платят деньги, но уже на месте сказали, что выплатят всю сумму по итогу. Это насторожило. На неделю давали 300 долларов. Думаете много? Для Швейцарии – копейки. Мы начали экономить. Не тратить весь этот недельный аванс на еду, в чем-то себе отказывать. И слава богу, – признается мужчина.

Ближе к финалу, чтобы успеть завершить работу, Дмитрию и его напарнику прислали подмогу, таких же рукастых работяг. Вместе дело пошло быстрее…

– Тут звонит этот мой знакомый из Кричева. Говорит: «Вы будете уезжать – документы сожгите». У меня звоночек: оп… нет, думаю: эти бумажки – наш шанс получить свои деньги. Поднял их, стал изучать и тут меня как кипятком обдало – фальшивые, – мужчина пожимает плечами. – Как не заметил? Торопили больно. Быстрее. Да и была какая-то эйфория, ожидание.

Дмитрий с напарником решили лжедокументы сберечь. И не прогадали…

– Уже уезжать пора, а этот наш швейцарский наниматель деньги не отдает. Говорит: «С вами рассчитается Игорь (знакомый из Кричева, который трудоустраивал)». Игорь же предлагает не уезжать домой, а взять еще объект, уже в Германии. Но я уже понимал, что жареным пахнет. Отказался. Мол, устали очень, домой надо, – Дмитрий облегченно вздыхает. – Это мы правильно поступили. Иначе бы попали в трудовое рабство…

Возвращались с заработков в одной из самых богатых стран мира наши трудяги с пустыми карманами. Благо, что экономили. Иначе и на воду бы не было…

По приезду на Родину у мужчин хватило ума взять фальшивые документы и обратиться в правоохранительные органы, благодаря чему пусть и не все заработанные деньги, но все же получили.

– А вот представьте, если бы я сжег документы, как предлагал Игорь? Все… Никаких доказательств, – возмущается Дмитрий.

На удочку попался не один белорусский мастер-золотые руки. Цепочка оказалась проста: Игорь ищет по Могилевской области трудяг, желающих заработать в славной Европе. Находит. Те честно выполняют заказ, а потом… не солоно нахлебавшись возвращаются домой. Это в лучшем случае. В худшем – человека отправляют в другую страну, на новый объект и так, пока не выжмут из того все силы.

А главное – фальшивки уничтожены и доказать ничего нельзя.

– Важно, собираясь в Европу подзаработать, знать все о жизни там, – уверен Дмитрий. – А все не безоблачно. Официально оформлять вас, если вы, конечно, не гений в медицине или в айти, никто не станет. Это невыгодно нанимателю, а значит, никаких прав у вас нет. Второе – это зарплата. Обещают одну – получите вы другую. Например, моему знакомому обещают 2000 евро. Он рад, аж подпрыгивает. Но не понимает, что 300 из них уйдет на оформление минимального пакета документов, 600 – на жилье (в лучшем случае), еще 500 – на питание. Продукты очень дорогие в Европе. Что останется? А такие деньги можно заработать и в родной стране, находясь со своей семьей, – делится мой собеседник.

Также Дмитрий обращает внимание и на сами условия труда. «У вас не будет такого – поработал 8 часов, отдохнул. Вкалывать придется по 12 часов. Один день выходной. Это очень сильно выматывает. Многие наши со­отечественники, с кем довелось встречаться, измученные, тощие, как будто не в Европе, а в концлагере. Вырваться из этого «ада» сложно – денег у многих, чтобы вернуться домой, нет. Например, те парни, что приехали к нам на подмогу, не выходят на связь. Что с ними, не знаю», – с горечью говорит мужчина.

Не нравятся Дмитрию и многие другие аспекты европейской жизни. «У них все частное. В лес за грибами – плати. Покупаться в реке, порыбачить – плати. На велосипеде покататься – и то плати. Это не по мне. Я свободолюбивый человек. В лес люблю за рыжиками ходить, посидеть у Сожа с удочкой… Это все нереально в Европе. Там живут хорошо лишь избранные. Простые трудяги – выживают. Условия труда тяжелые, а защищенности никакой», – делится кричевлянин.

Например, рассказал о продавщице местного магазина, которая, зарабатывая 2500 евро, чуть концы с концами сводит. «Не забывайте про платную медицину и образование, – делает акцент Дмитрий. – Плюс космическая коммуналка… Не все так радужно в ЕС, как многие думают».

Говорят, хорошо там, где нас нет. А еще говорят, что умные люди учатся на чужих ошибках. Читателям может показаться, что наш герой сгущает краски и это уникальный случай. Но… стоит зайти во Всемирную сеть, и вы сможете прочитать сотни подобных историй.

– Беларусь – страна для жизни. Это понимаешь, когда сравниваешь многие нюансы жизни в Европе и здесь. Здесь все наше – лес, реки, луга, а не собственность какого-то дядьки. Мы здесь защищены законом. Нам окажут медпомощь. Наши дети точно не останутся неучами. Это все ценности, которые нужно сберечь, – высказался, прощаясь, Дмитрий.

А что добавить? Здесь постскриптум не нужен.

 

Анна МАВИЧ.

 

Фото из открытых источников, носит иллюстративный характер