Среди изменений, которыми ознаменовался этот учебный год для школ, значительным стало введение новой штатной единицы – руководителя по военно-патриотическому воспитанию. И в нашем районе эти правители активно взялись за воспитание в молодом поколении духа любви к родной стране и гордости за ее историческое прошлое.
В СШ №7 этим занимается Василий Куликов – и уже успешно освоился в новой деятельности. Он поделился с нами, как по-настоящему захватить этим «предметом» школьников и что он вкладывает в понятие патриотизма.
- Как вы стали «руководить»" воспитанием патриотов в вашей школе? Как эта работа организуется?
- Вообще, с 2000 года я учитель, в школе №7 работаю четыре года. Преподаю историю и обществоведение. Летом Михаил Афанасьевич (Марусев, директор учреждения образования, прим.) рассказал о новой служебной единице и предложил попробовать себя в этом деле. Новое – всегда интересно, более того, деятельность тесно переплетается с моей специальностью историка.
Работаю со всеми классами – от 1 до 11, но конкретнее со старшим и средним звеньями, ведь в этом возрасте у детей окончательно формируется личность. Еженедельно провожу с учениками информационные часы. Мы изучаем историю Второй мировой и Великой Отечественной войн, а также вклад нашего народа в победу над фашизмом.
- И чем занимаетесь?
– Мероприятия проводим самого разного характера. Много занимаемся профориентацией учащихся: организуем для школьников встречи с представителями различных структур, поддерживаем с ними связь. Например, рассказать о поступлении в Академию МВД мы пригласили заместителя начальника РОВД Николая Болдышевского. Заместитель начальника РОСК Наталья Зюзькина пообщалась с ребятами о поступлении на следственно-экспертный факультет Академии... В онлайн-формате школьники пообщались с представителями Могилевского кадетского училища и Университета гражданской защиты МЧС.
Большое внимание в патриотическом воспитании уделяем посещению памятных мест: например, проводим мероприятия у памятника жертвам Кричевского концлагеря, у памятного знака воинам-землякам в д. Ивановка. В той же деревне на кладбище дети ухаживают за могилой воина-интернационалиста Лугового: зимой убирают снег, осенью – листву, в теплое время следят за чистотой и состоянием места. Проводим митинги, посещаем исторический музей Кричева.
У учеников формируется миропонимание и мироощущение, в юные годы они подвержены влиянию различных учений, знаний, течений. Постоянно получают информацию в интернете – и не всегда она верна и полезна. И мы должны проводить работу с ними, чтобы вложить в сердце и душе правильные знания, чтобы они понимали, что они потомки победителей. И дети принимают то, что мы им даем, с интересом, как нечто новое и необъятное, с удовольствием получают знания об истории страны и родного края.
– Откуда черпаете идеи и опыт для такой работы?
– Должность еще новая, не традиционная для нашей школы. Поэтому я, как и, думаю, другие руководители военно-патриотического воспитания, самостоятельно ищу и пытаюсь, как преподнести свой предмет. Большую поддержку, конечно, оказывают заместители директора. Мне, например, очень помогает Наталья Маруденко, заместитель директора по воспитательной работе. Но во многом ищу «дорогу» сам. Например, в этом году в стране появился новый праздник – День народного единства. Мы с ребятами организовали митинг, посвященный дате 17 сентября, а также провели тематическую концертную программу.
В основном, когда начинал, опирался на опыт предыдущих поколений в этой сфере. И, разумеется, на знание своего предмета – истории, а также на работы наших кричевских краеведов. Ведь какое патриотическое воспитание без истории? История, как говорят, память народа. И если у народа нет памяти, с ним можно делать все, что угодно.
– Военная тематика, как принято считать, более мужская. А девочки не скучают на занятиях?
– Девочки ни в коем случае не остаются в стороне и активно участвуют во всех наших занятиях, встречах. Ведь они отличаются от ребят только тем, что им не нужно служить в армии. А так – взять хотя бы годы Великой Отечественной. Женщины играли большую роль в военных действиях: они были снайперами, солдатами, зенитчицами, медсестрами, работали в тылу... Так что участие девушек в военно-патриотическом воспитании не менее важно, чем участие представителей мужского пола.
– Что для вас патриотизм?
– Патриотизм – это любовь к Родине, к государству, к народу. А главное – к тому месту, где человек родился, его малой родины.
Поэтому то, чем занимаюсь сейчас, – только начало, а этот год – только пробный. Будем развиваться, искать новые подходы и пробуждать в сердцах детей все больше и больше чувства гордости за Беларусь, за Кричевщину.
Дарья Боровикова.