В проекте "В теме" политолог Александр Шпаковский рассказал, почему Запад нарушил данные Беларуси в Будапештском меморандуме обещания.

"В девяностых Александра Лукашенко приглашали во Францию, где он встречался с Жаком Шираком, т.е. Запад прощупывал, что за человек пришел к власти в Беларуси, насколько он управляемый. Будет он себя вести так же, как другие постсоветские лидеры, и шагать с ними строем, или нет. Лукашенко в этом общем строю шагать отказался. И выдворение фонда Сороса из Беларуси было первым сигналом коллективному Западу, что к власти пришел национально ориентированный лидер", - сказал Александр Шпаковский.

Тогда западные страны ввели в отношении Беларуси санкции, тем самым нарушив данные ими же обещания в рамках Будапештского меморандума. "И когда по прошествии нескольких лет белорусское Министерство иностранных дел обратилось к американским коллегам за соответствующими разъяснениями, мы получили традиционный американский ответ. Теперь мы понимаем, что это их практика дипломатии. Особенно после недавних каминг-аутов западных руководителей, связанных с Минскими соглашениями. Мы получили традиционные для коллективного Запада и англосаксов ответы", - обратил внимание политолог.

Таким образом, подчеркнул Александр Шпаковский, выяснилось, что Будапештский меморандум не имел юридической силы. "Нам сказали, что мы плохо разбираемся в международной правовой казуистике, и когда этот меморандум подписывался, это было что-то вроде протокола о намерениях, не имеющего обязательного характера. Но Лукашенко продолжил линию по выстраиванию национального, суверенного государства, которое в своей внешней и внутренней политике руководствуется прагматичными национальными интересами. Мы готовы к компромиссам, но не за счет унижения достоинства белорусского народа. Мы также не готовы торговать национальными интересами, традициями нашей страны в угоду тем или иным девиантным установкам", - резюмировал Александр Шпаковский.