Об истоках православия как в Беларуси, так и в Кричеве в частности, о том, что оно несет, о традициях и многом другом накануне Пасхи krichevlive.by рассказал настоятель Свято-Николаевской церкви Андрей Игнатушко.

У истоков

В 992 году основана первая Полоцкая епархия. От этого события ведет отсчет официальная история Православной Церкви на территории Беларуси. 

Нельзя не затронуть и первое упоминание о Кричеве – в документе о плате дани на Смоленскую епархию. Это говорит о том, что эти земли приняли православие в конце 10 века и сохраняют его на протяжении всех веков, какие бы не были перипетии, государственные переустройства. Например, когда белорусские земли отошли Великому княжеству Литовскому и Русскому. И большинство князей в княжестве были все-таки православной веры исповедания.

Главный посыл православия

Главные догматы православной веры:

1. Бог – Святая Троица – Отец, Сын и Дух Святой.

2. Во Христе два естества – Божественное и человеческое.   

Это то, чему мы учим. Но что должна нести вера людям? Прежде всего, весть о Воскресении из мертвых. Это самая главная наша надежда – каждый день христиане это повторяют, когда читают «Символ веры»: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь». То есть «чаю» – надеюсь, ожидаю.  

Самое главное накануне праздника – что будет всеобщее Воскресение. Что это значит? В какой-то степени это жатва, сбор урожая: пшеница Божья будет собрана в житницы. Есть богословы, которые говорят, что будут все люди спасены. Другие придерживаются мнения, что кто-то будет спасен, а кто-то – осужден. Об этом говорит и Евангелие: что одни воскреснут в жизнь вечную, другие воскреснут в погибель вечную. Но будут все воскрешены, каждый даст ответ за свои дела, поступки и даже мысли. Есть в Евангелие такие слова: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».  

Основное, что несет православие – весть о воскресшем Христе и что мы должны исполнять те заповеди, которые он нам даровал. А из этих заповедей тоже есть две основных – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего своего как самого себя».  

О Пасхе и традициях

В православии Пасха – это, прежде всего, Воскресение Христово, весть о воскресшем спасителе, когда мы торжественно оглашаем «Христос Воскресе!». Так начинается пасхальная Заутреня, которая по традиции церкви всегда начинается в 00 часов, с первой минуты наступающих пасхальных календарных суток. Совершается Крестный ход, символизирующий то, как шли мироносицы ночью ко гробу Спасителя, чтобы что-то еще сделать для него, побыть рядом с телом погибшего не кресте. Но вместо тог, чтобы обрести во гробе любимого учителя, они получают первую весть о воскресшем Боге, Богочеловеке. Поэтому мы это переживаем снова и снова каждый год. И это не просто воспоминание, это событие истинное.

Начинается богослужение пасхальным «Христос Воскресе!» – многократное восклицание священнослужителей. «Во истину воскресе!» – отвечает народ.  

Вся ночная пасхальная службы построена на ликовании – нет никакого чтения практически, одно пение. Если великопостные службы отличались такими долгим чтением, то здесь все – празднество. Вся неделя пасхальная празднуется как один день до субботы – антипасхи.

На Пасху у православных принято быть на богослужении. Очень хорошо тем, кто давно не причищался, но исповедался, в посту говел, причищатся Святых Христовых тайн в Пасху.

Помимо богослужения, мы имеем еще освящение трапезы. Христиане почти два месяца воздерживаются от скоромной пищи – мяса, сырных продуктов. Благословляется церковью освещение этих всех яств, куличей, пасок (но не мяса, его в церковь приносить нельзя). Читается особая молитва. Освящение начинается еще с субботы после Божественной Литургии. После – домашние празднества, отдых, чтобы успеть к вечернему богослужению – особенной пасхальной Вечерне. Она такая единственная в году. В нашем приходе после традиционно проходит детский утренник в Воскресной школе.  

В понимании многих Пасха – это только куличи да яйца крашеные.

Как пояснил Отец Андрей, нельзя на гастрономические вещи переводить духовные празднества. Это нечто сопутствующее, разговение, трапеза. Как говорят некоторые афонские старцы, трапеза – это продолжение богослужения. Это общие трапезы, когда все собираются, вкушаю с радостью, с благодарением Богу.

 Есть много пасхальных традиций в разных уголках Беларуси. Например, красная горка. На Могилевщине раньше на церковных дворах дети катали красные яйца – чье дальше закатится, тот и победил. Еще одна традиция – игра в битки. Многие хитрили – делали деревянные яйца, красили их, чтобы выиграть. Ведь те яйца, которые они разбили, забирали с собой. Но если такого игрока вычисляли, то выигрыш у него забирали, могли еще и тумаков надавать. Еще одна пасхальная традиция у белорусов – встречаться на Пасху с кумовьями.