С буднями отделения уголовного розыска мы знакомы по фильмам, сериалам. Перестрелки, погони, захватывающие приключения притягивают к экрану. Однако в реальной жизни все намного прозаичнее. Об этом и не только в день образования подразделений уголовного розыска МВД РБ, мы поговорили с начальником отделения уголовного розыска Кричевского РОВД Павлом Новиковым.
– Павел Геннадьевич, как вы оцениваете оперативную обстановку в нашем районе?
– Преступления по линии розыска в сравнении с аналогичным периодом прошлого года остались на прежнем уровне. Есть снижение по количеству краж. Не допущено в районе в этом году и фактов хищения крупного рогатого скота, автотранспорта, разбоев. Так, с начала 2023 года по линии уголовного розыска зарегистрировано 92 преступления (раскрываемость – 63%), за аналогичный период 2022 года – 94 (раскрываемость – 56,4%). Что касается краж, то в этом году уже зарегистрировано 44 (раскрываемость – 65,9%), в прошлом – 55 (раскрываемость – 49,1%).
– Мы часто употребляем это понятие: по линии уголовного розыска. Но, возможно, не все наши читатели знают, что она, эта самая линия, в себя включает…
– Это преступления, которые носят, можно сказать, общественный резонанс: кражи, грабежи, разбои, убийства, изнасилования, тяжкие телесные, действия сексуального характера, мошенничества, линия ПК (хищения путем использования компьютерных технологий).
– Часто ли начальнику отдела самому приходится выезжать на место преступления?
– Обязательно выезжаю на все тяжкие преступления, лично руковожу оперативно-розыскными мероприятиями и сам принимаю в них участие. Например, в начале этого года было заявлено убийство в Лобковичах, куда сам выезжал. На утро снова звонок – еще одно убийство, но уже в Ботвиновке. В обоих случаях – семейно-бытовые. Из последних: 29 сентября на пастбище д. Коринец находят труп. Как показали результаты вскрытия, человек умер от асфиксии (его удушили). Подозреваемый задержан.
– По фильмам и сериалам мы представляем, что работа сотрудника уголовного розыска – это постоянные засады, погони и перестрелки. По вашим рассказам все выглядит немного иначе…
– По фильмам сотрудник уголовного розыска вроде и сотрудник органов, но выглядит как «решала» – брутальный, с сигаретой, он везде на острие, на пике. Засады, перестрелки… Раньше в основном засадные мероприятия мы планировали, когда происходила серия краж. Например, засадное мероприятие мы проводили в прошлом году в д. Баевка. Там один местный житель, в определенный период начинает собирать урожай с чужих огородов. Люди обратились в милицию. Сам виновный никак не признавал свою вину, поэтому и были проведены засадные мероприятия. Их, к слову, мы проводим, исходя из необходимости.
– Есть в вашей деятельности еще одно важное направление — розыск пропавших без вести. Каковы его результаты?
– Да, наши сотрудники также занимаются розыском пропавших без вести, обвиняемых по уголовным делам, должников и ответчиков по гражданским. Это тоже большой объем работы. Сейчас в розыске находятся 22 пропавших без вести и 5 преступников.
– Каким должен быть современный опер?
– У него должны быть хорошие физические данные. Он должен быть юридически образованным, окончившим ведомственное учебное заведение, выйти специалистом оттуда. Нужно хорошо владеть юриспруденцией, уметь в любой ситуации объяснить человеку даже не касаемо нормативно-правовых актов и законодательства, которые регламентируют милицию, а также и трудовой кодекс, гражданско-правовые отношения и другие. А также неотъемлемые составляющие современного опера – честность, правильность, доброта, педантичность, желание работать и целеустремленность.