Постановлением Правительства от 2 февраля 2022 г. № 62 скорректировано постановление Совета Министров от 14 июня 2002 г. № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Что изменилось?

В новой редакции изложены 4 вида перечней. Они начали действовать с 5 февраля 2022 года.

Изменения, в частности, внесены в перечни:

товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар;

непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.

При этом перечень товаров длительного пользования, на которые изготовитель обязан установить срок службы, а также перечень технически сложных товаров не претерпели изменений.

В каких случаях аналогичный товар не предоставят

К примеру, аналог на период устранения недостатков или замены не предоставляется при покупке автомобилей, тракторов, прицепов, мотовелотоваров, плавсредств, мебели, электробытовых приборов (фены, электробритвы, электрогрелки, мультиварки, микроволновки, электочайники, тостеры, эллектродуховки и т.д.), бытовой газовой аппаратуры (плиты и водонагреватели), посудомоечных и стиральных машин, духовых шкафов, телевизоров, видоаппаратуры, игрушек, систем для потребления табака.

В новой редакции перечень товаров, взамен которых потребителю не предоставляется аналог, расширен. С 5 февраля 2022 к таким товарам относят:

ювелирные и другие изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, в том числе со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения либо без них, либо изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения со вставками из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

драгоценные камни, т. е. природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования;

изделия из жемчуга и янтаря.

Напомним, согласно общему правилу, продавец обязан безвозмездно в течение 3 дней со дня предъявления потребителем требования предоставить ему на период замены или ремонта товара длительного пользования во временное пользование аналогичный товар, а также обеспечить его доставку за свой счет.

Отказ или несоблюдение 3-дневного срока на предоставление потребителю подменного товара грозит продавцу штрафными санкциями: согласно ч.1 п. 1 ст. 26 Закона о защите прав потребителей придется выплатить покупателю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% от цены товара.

Имейте ввиду, что на ювелирные изделия и указанные выше товары эти требования не распространяются.

Какие товары нельзя вернуть или обменять

В списке непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену и возврату, сегодня насчитывается 36 позиций.

В их числе, к примеру:

текстильные изделия;

нательное белье;

чулочно-носочные изделия;

паркет и ламинат;

керамическая плитка;

мебельные гарнитуры;

автомобили, тракторы и прицепы, мотовелотовары;

телерадиотовары;

наушники;

бижутерия;

бытовая химия;

парфюмерно-косметические товары;

предметы личной гигиены;

лекарственные и ветеринарные средства;

контактные линзы;

цветы, растения и семена;

животные;

птицы;

рыбы и корм для них;

фотопленка и др.

Перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату, в новой редакции дополнен двумя позициями:

драгоценные металлы и драгоценные камни, реализуемые Национальным банком, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями при совершении банковских операций;

памятные банкноты, памятные и слитковые (инвестиционные) монеты, являющиеся законным платежным средством Республики Беларусь, и футляры к ним.

Также в новой редакции Перечня уточнена позиция, касающаяся ювелирных изделий, – они тоже входят в число товаров, возврату и обмену не подлежащих.

В каких случаях возможен возврат и обмен товара

Товар надлежащего качества вернуть или обменять можно, только если он:

относится к непродовольственным – обмен и возврат качественных пищевых продуктов не предусмотрен;

не был в употреблении;

сохранил свои потребительские свойства;

не включен в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.

Ряд товаров можно вернуть, если они упакованы в герметичную (вакуумную) потребительскую упаковку, а также в тару, которая позволяет установить, что товар не был в употреблении.

ВАЖНО! Нельзя вернуть или обменять товар надлежащего качества, если он куплен у физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, на рынке или в иных установленных для продаж местах или у ремесленника.

Согласно Закону о защите прав потребителей вернуть или обменять товар можно в течение 14 дней с момента его покупки.

Продавец может предусмотреть более длительный срок для обмена и возврата качественного товара, но не вправе устанавливать период менее 14 дней.

Срок возврата исчисляется со дня, следующего за днем покупки. Если 14-й день приходится на день, когда продавец не работает, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Имейте ввиду, что в случае возврата товара продавец обязан вернуть именно уплаченную вами за товар денежную сумму, а не сумму, эквивалентную стоимости покупки на момент возврата. При возврате товара, купленного за наличные, продавец должен вернуть деньги наличными, за оплаченные «пластиком» покупки – на банковскую карту. При обмене товара на другой аналогичный товар в случае разницы в цене производится перерасчет с продавцом.

 

 

1prof.by

 

Фото из открытых источников, носит иллюстративный характер