Многие знают высказывание: «Труд объединяет людей, развивает в них ответственность и дисциплину». Так же считают и в Бельской школе, где учеников приучают к труду с самых ранних лет.

В школе имеется огород около 30 соток, где выращивают все необходимые овощи, которые нужны для здорового питания детишек. Свекла, морковь, картофель, капуста, лук, томаты – все эти продукты появляются на школьном огороде, на котором трудятся не только работники школы, но и дети и их родители.

Только свои продукты

– Практически на 100% мы обеспечиваем свою школу нужными овощами, – делится директор школы Сергей Морозов. – Лишь капусты и лука нам хватает до марта, дальше они не хранятся, и мы давно высчитали объем посадки этих овощей, чтобы ничего не выбрасывать. Кстати, отдельно сажаем небольшой участок ранней картошки для питания детей в летний период, а позднюю используем уже осенью. Если чего-то не хватает, всегда на помощь приходит местное сельскохозяйственное предприятие КСУП «Бель» и выделяет нам продукты, например, яблоки или картофель. Ребята очень любят блюда, которые готовят из собственных овощей: ведь они тоже приложили руку к их выращиванию. Не остаются в стороне и родители, за что мы им очень благодарны. На посадке, обработке и уборке картофеля всегда нужны лишние руки, и мамы и папы учеников сразу приходят на помощь, ведь убираем урожай мы всегда вручную. Основная ответственность за огород лежит на плечах заведующей хозяйством Татьяны Штолик, подставляет ей плечо и учительница биологии. 

Об урожае

«В этом году вот только лук убрали, – рассказывает Татьяна Штолик, заведующая хозяйством. – Он должен полежать, подсохнуть и потом мы его подготовим к хранению. В прошлом году с огорода собрали 500 кг капусты, 400 кг свеклы, 380 кг моркови, 160 кг лука и 4 тонны картофеля. Также на территории школы есть сад, где растут 50 плодовых деревьев: груши и яблони, которые тоже используем для питания. В теплице выращиваем томаты, их дети уже кушают и в детском саду, и в школьных лагерях. Жаль, не попадет на фото, только собрали зрелые».

Безопасность продуктов  на первом месте

– Чтобы использовать свои овощи и фрукты в питании детей, необходимо пройти серьезную проверку, – рассказывает директор. – Собрав урожай около 2 кг каждого вида продуктов, мы отправляем их в районный центр гигиены и эпидемиологии на исследование, чтобы получить сертификаты на использование данных продуктов в рационе питания школьников. Проверка там проводится на радиоактивные вещества, на пестициды, гербициды и содержание нитратов.

Работает каждый желающий

Рассказали в школе и о труде ребятишек на огороде, ведь сегодня не каждый готов трудиться на земле. Как же приучить ребят к этому?

«Сейчас даже на селе не каждая семья готова держать хозяйство, а порою и от огородов отказываются. А знать азы работы на земле должен каждый, – считает Сергей Анатольевич. – Сегодня и наш Президент Александр Лукашенко поддерживает политику, что мы должны сохранить сельское хозяйство в стране, и нам, к счастью, это удается: обеспечиваем себя сами. В работе к школе подхожу не только как директор, но и как хозяин. Каждый участок земли должен быть облагорожен, а еще лучше  – украшен цветами. Клумбы когда-то начинали делать своими руками, многие к этому отнеслись скептически, мол, дети будут рвать цветы, все зря! А теперь смотрите, какой результат: красота! Привыкли и дети, они знают, как важно это для нашей школы, берегут и ухаживают своими руками. Мы бы без детишек своих не справились бы. В рамках вторичной занятости, летней практики и лагеря труда и отдыха ученики занимались уходом за огородом и клумбами, вся работа посильная: где-то полить, прополоть, убрать скошенную траву в компостную яму.

Главный наш принцип – никого не заставлять, работают только те, кто желает, и таких желающих много. Никому еще труд не помешал в жизни, ребята с детства должны знать цену труду, как растет тот или иной плод и знать, как его обрабатывать».

Профориентация

– В старших классах ребята выбирают аграрные классы, – рассказывает директор. – Профориентационная работа в школе ведется по всем направлениям, и мы помогаем детям сделать правильный выбор. Кто-то хочет быть врачом, кто-то учителем, а кто-то трактористом. Зачастую наши дети берут целевые направления, чтобы вернуться в предприятие родного района. В этом году один выпускник выбрал целевое и поступление в БГСХА, и еще по одному ученики поступили в Климовичский и Кричевский колледжи. Все профессии нужны и важны, и тут считаю, что профориентационная работа – это работа совместная. Отдел по образованию организовывает поездки в различные вузы и ссузы страны, мы даем знания не только по предметам, но и в бытовых вопросах, настраиваем на поступление, родители дома тоже поддерживают.  Благодаря этому и получается такой приятный результат. 

Сегодня на территории располагается садик и школа, всего посещают учреждение образования около 100 человек, некоторые семьи хоть и переехали в Кричев жить, а дети продолжают учиться здесь, так им нравится наша школа.  Это для нас очень ценно, значит мы, работаем в правильном направлении!Сегодня на территории располагается садик и школа, всего посещают учреждение образования около 100 человек, некоторые семьи хоть и переехали в Кричев жить, а дети продолжают учиться здесь, так им нравится наша школа.  Это для нас очень ценно, значит мы, работаем в правильном направлении!

Красота цветов

Внешний вид клумб в школе просто завораживает, складывается впечатление, что тут потрудились настоящие ландшафтные дизайнеры, но Татьяна Николаевна, заведующая хозяйством рассказала, что делают они это все своими руками. Какие-то цветы приносят из дома, петунии выращивают из семян: «Сразу было сложно с ними, а потом так приловчились, что петунии каждый год растут у нас хорошо. За всем нужен глаз да глаз, уход. Вот розы уже отцветают, а видели бы вы, как они все разом зацвели! Но клумбы наши никогда не увядают: отцветают одни –  появляются другие. Кстати, у нас и гранат есть на территории школы».

Настоящие тропики

Наличие гранатового дерева в школе удивило, а то, что на них уже и плоды завязались, просто поразило, но это было только начало.«Ой, так вы же не знаете, какие необычные растения можно встретить в нашей школе! Это хобби библиотекаря Галины Исаченко. Она вам все и покажет», – поделилась Татьяна Николаевна.

Действительно, в кабинете библиотекаря на видном месте стояло огромное банановое дерево, чуть подальше кофейное: «Мы уже собрали несколько урожаев кофейных зерен, – поделилась Галина Исаченко. – Для меня выращивать такие необычные растения – настоящая отрада, много о них читаю и потом создаю нужные условия. А знаете, как детям нравится, что у них в кабинетах столько растений! Вот попробуйте убрать хоть один горшок – сразу придут узнавать, куда подевался их цветок, они их очень любят, ухаживают за ними и своими глазами видят, как растет то или иное дерево, которое не встретишь в наших широтах. Лимонное дерево у нас тоже большое. А в прошлом году плодоносила монстера: это происходит крайне редко, нужны особенные условия и регулярная подкормка растения. По форме плод монстеры напоминает кукурузный початок, а по вкусу – смесь банана и ананаса, созревает он 9 месяцев. Сразу коллеги даже боялись его пробовать, первой была я, а только через день и остальные решились узнать этот вкус. Всем понравилось!»

Кабинет экологии

Все коридоры в школе украшают цветы, но есть и отдельный кабинет экологии, где выращивают разные растения. Библиотекарь поделилась, что на мандарине уже завязался плод, но что-то пошло не так, и с дерева он упал еще совсем маленьким. А вот авокадо сразу росло одно, а потом узнали, чтобы оно начало плодоносить, ему обязательно нужна пара. Тут же появилось второе дерево, и теперь в Бельской средней школе ждут и такой необычной урожай. «Детям очень нравится наблюдать за ростом тропических плодов, и мы стараемся находить для них все больше необычных растений и не перестаем их удивлять», – подытожила Галина Исаченко.