Для героев атмосферного репортажа ОНТ голодные дни и бессонные ночи переживаний уже позади. Пока не все из них знают, станет ли соседняя Беларусь вторым домом, как, скажем, для тысяч беженцев из пылающего Донбасса, или здесь они лишь переведут дух. Судьбы наизнанку.

Родную деревню в Черниговской области эта бабушка покинула последней. Соседи начали уезжать ещё в конце февраля, звали с собой, но она не решалась. А когда закончилась еда, по сути, от безысходности пошла. На 9-м десятке лет, одна, пешком, через лес.

Елена Нартова, жительница д. Добрянка (Украина):  «Я ночью чуть не пропала, над самой крышей вертолёты так летали, земля и небо трусилися, а у меня с сердцем плохо стало».

До родственников дозвонились – те встретят. Надо только немного подождать. А это уже самая южная точка Беларуси. Погранпереход «Комарин». Отсюда до Чернобыльской АЭС около 15 км – маршрут одного из гуманитарных коридоров. Он проходит через зону отчуждения.

Николай Цвилёв, житель г. Сумы (Украина): «Самое страшное – когда дети начали привыкать к этому и даже начали разбираться, что и куда летит, откуда и кто стреляет, это самое страшное».

У людей минимум вещей. Кто-то вообще без ничего. И всех нужно обогреть, одеть и просто поддержать. Для этого у погранперехода развернули пункт помощи. Работают круглосуточно. Для тех, у кого в Беларуси нет родных, организован ночлег. 

Временным приютом для беженцев стал санаторий «Золотые пески». Это курортная зона. До белорусско-украинской границы – примерно километр. Проживают переселенцы в отдельном пятиэтажном корпусе. Для простых отдыхающих он пока закрыт.

Здесь же – стоянка украинских машин. Сразу понятно, через что пришлось ехать. 

«У нас было четверо детей, как вы видите, матрасы, всё там лежит, дети спали всю дорогу, было холодно, мы ехали практически ночью».

«Вот с таким ехали, держали в руках, с окна».

На «Газели» надпись, без которой сегодня передвигаться нельзя. Обычной краской – как смогли.

«Военные порекомендовали написать "Дети", чтобы на блокпостах было видно, что в машине едут дети, чтобы не расстреливали. То есть нас останавливали везде, всех просили выйти из машины, показать руки, проверяли багаж».

Этой семье все препятствия пришлось преодолевать с тремя детьми на руках. От их дома в Андреевке остались только стены. Уезжали быстро, объездными путями. На Гомельщину, как и многие другие, попали через Чернобыль. 

Олег Могила, житель д. Андреевка (Украина): «Мина упала прямо возле дома в пяти метрах. Разбились стёкла, дети заплакали, мы быстренько все выбежали во двор и спрятались в погребе, потом начался миномётный обстрел. 12 дней держал детей в погребе, их практически не выпускал, только на ночь выходили, когда было очень уже темно. Бомбили нас каждый день, не было дня, чтобы нас не бомбили, не было дня, вообще ни одного дня не было».

По документам они пока не считаются беженцами. Нужно писать заявление и ждать решения. Но позиция Беларуси – помогать здесь и сейчас всем без исключения. На семью – две большие комнаты. У каждого – отдельное спальное место.

Лидия Могила, жительница д. Андреевка (Украина): «Только до границы доехали, нас сразу приютили и сказали: так, пошли чаёк пить, девочки замёрзли, всё-всё-всё, никаких нет, мы идём пить чай». 

Наталья Могила: «Дети 12 дней не ели хлеба, уже забыли его привкус, а нам разрезали там пограничники какую-то плюшку, чаи».

Волонтёры собирают заявки, а все неравнодушные привозят продукты, вещи, гигиенические наборы и ещё много всего. Это особенно важно для тех, кто приехал с пустыми руками.

Елена Тимошенко, специалист Гомельской областной организации Белорусского общества Красного Креста: «Люди очень напуганы, очень психологически подавлены, поэтому мы стараемся также оказывать и всяческую психологическую поддержку».

В Беларусь прибыли уже более 700 украинских граждан. В последние дни границу пересекают по сто человек в сутки. В основном семьи с маленькими детьми и пенсионеры. Несмотря на то, что Украина приостановила работу своих погранпереходов, белорусские пункты пропуска этого делать не намерены.

Мамо Мулусеу, представитель Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев: «Беларусь открыла границу – это очень хорошо. И до сих пор они дают дополнительную защиту, регистрацию и так далее. Помощь есть. Просто я приехал на это посмотреть. Пока количество людей, которые идут сюда, не так много, но может увеличиться».

Если потоки беженцев начнут расти, регион готов выделить дополнительные места в санаториях и общежитиях. Для тех, кто собирается в третьи страны, будет организован транзит. Желающим остаться в Беларуси помогут оформить документы. Детям подыщут школы и детсады.

Иван Крупко, председатель Гомельского облисполкома: «У нас на ближайшее время зарезервировано до тысячи человек пребывания, поэтому есть минимальные условия проживания со всеми удобствами – питание трёхразовое организовано (завтрак, обед, ужин). Кто изъявляет желание остаться в Беларуси, управление по труду подключается для предоставления возможности вакансий и трудоустройства».

Перевести дыхание и наконец выспаться под мирным небом теперь может и Людмила из Киева. Неделю назад её на вертолёте доставили в Мозырь с огнестрельным ранением в грудь. Состояние было тяжёлым и практически безнадёжным, но врачи совершили подвиг и подарили женщине жизнь. Как и маленькому Богдану. Его мама пришла на белорусскую границу беременной. Понадобилась срочная операция. Ребёнка спасли. Жизнь продолжается.