Вертолет на радиоуправлении – когда-то такой подарок для любого мальчишки казался пределом мечтаний. Сегодня же ребята грезят о более современных летательных аппаратах – квадрокоптерах, они же – дроны. Встроенная в них камера не только передает на экран смартфона все, что попадает в угол ее обзора, но и позволяет с высоты птичьего полета делать завораживающие видео и фотографии. Купить такой аппарат сегодня не составляет труда, однако при его использовании следует помнить о целом ряде нюансов. О каких именно – рассказал начальник РОВД Андрей Лазакович.

Дроны не игрушка

С каждым годом в небе появляется все больше различных летающих моделей. Летательные аппараты становятся все технологичнее, при этом их стоимость снижается. Благодаря этому все больше людей увлекаются пилотированием – кто-то ради красивых снимков, кто-то из практических целей, а кто-то просто для интереса.

Помимо этого, дроны и другие виды легких беспилотников используют не только для развлечения, но и для работы. Сейчас беспилотные комплексы мультироутерного типа есть у лесничих, сотрудников МЧС, ГАИ, пограничной службы. Это небольшое устройство может обнаруживать пожары, участвовать в поисковых работах, следить, как идет строительство, «дежурить» на концертах и фестивалях. 

Но если говорить о любительском пользовании, то далеко не все любители дронов четко понимают нормы законодательства, регламентирующие использование летательных аппаратов. Безусловно, о том, что летать можно не везде, знают все. Про «сбитые» или «угнанные» дроны наверняка приходилось слышать многим. 

Авиамодель или БЛА – вот в чем вопрос 

Ключевой момент для определения правил, по которым будет летать дрон, – его классификация. Дрон может быть авиамоделью, а может относиться к категории беспилотных летающих аппаратов (БЛА).

Авиамодель – это летательный аппарат, управлять которым можно только при наличии визуального контакта. Иными словами, вы можете пилотировать аппарат, только если он находится в зоне вашей видимости. 

Беспилотный летательный аппарат, в отличие от авиамодели, может пилотироваться вне зоны видимости. Если речь идет о дронах, то к категории БЛА относятся модели, которые управляются на большом расстоянии устройствами, выводящими на экран картинку с камеры. Говоря проще – через мобильные телефоны, пульты управления, планшеты и другие девайсы, которые позволяют контролировать дрон вне зоны досягаемости человеческого глаза.

Если дрон – авиамодель

В воздушном пространстве Беларуси их можно эксплуатировать без разрешений органов Единой системы организации воздушного движения. Кроме того, они не подлежат госрегистрации. Но есть ряд ограничений. 

Запрещено летать в пределах зон, запрещенных для использования авиамоделей, без согласования с государственными органами. С графическим перечнем можно ознакомиться на сайте Национального кадастрового агентства.

Нельзя летать в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Беларуси в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной охране». 

На высоте, превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности, также запрещено летать. Также как и на моделях общей массой более 0,5 килограмма, если у них нет соответствующей маркировки (символов, букв, цифр, которые нанесены владельцем с помощью гравировки или средствами, стойкими к атмосферным воздействиям).

Если дрон – БЛА

Запрещены полеты беспилотных летательных аппаратов над населенными пунктами, за исключением сельских.

Для официального полета владелец беспилотника обязан подать план полета или заявку на использование воздушного пространства Беларуси в центр Единой системы организации воздушного движения. Документы оформляются через личный кабинет в системе «Интернет-заявка» РУП по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» после предварительного заключения договора на обслуживание с этой организацией. 

А если пользователь хочет провести аэрофотосъемку, то на это требуется получить отдельное разрешение у Генерального штаба Вооруженных Сил. Разрешение выдается бесплатно и в короткие сроки. Заявление можно подать через электронную почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., при этом файл должен иметь расширение pdf. Однако получение разрешения от ВС не дает автоматически права запускать беспилотный летательный аппарат. Дальше нужно взаимодействовать с центром Единой системы организации воздушного движения.

Ответственность

За нарушение правил использования воздушного пространства грозит административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа (ст. 18.35 КоАП). Физическому лицу в качестве штрафа придется заплатить до 20 базовых величин, а юридическому – до 50. Повторное правонарушение в течение года карается штрафом: для физлица – в размере от 10 до 50 БВ, для юрлица – от 20 до 100 БВ.

Национальное законодательство прямо не предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил использования беспилотных летательных аппаратов. Однако в зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицированы по статьям Уголовного кодекса (например, как хулиганство, акт терроризма, нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта и другое). 

 

 

Юлия Толпинская.

 

 

 

Фото из открытых источников, носит иллюстративный характер