Музеи… Для одних явление архаичное и почти забытое, а для других отличное место, где можно весело и с пользой провести время. В Международный день музеев мы пообщались с главным хранителем фондов исторического музея Еленой Мельчаковой. Она рассказала, как ее привлекла профессия, чем занимается главный хранитель фондов и почему интернет никогда не заменит реальности.

– Как вы пришли к работе в музее?

 – Давно, еще до работы здесь, я решила для себя, что хочу получить профессию в сфере культуры.  После окончания высшего учебного заведения начала работать директором Сокольничского дома культуры. Музейным же делом занялась лишь в середине 1990-ых, когда попала в тогда еще краеведческий музей. Первой, кто меня встретил, была директор Наталья Морозова. Также мне очень повезло работать вместе с ее отцом, заслуженным работником культуры Беларуси Михаилом Мельниковым. Именно он был первым моим наставником, слушать его можно было часами, и это ни капли не утомляло. Благодаря ему поняла, что работа в музее – это в первую очередь работа с людьми.

– «Главный хранитель фондов» – звучит таинственно и интересно. В чем заключается ваша деятельность?

–  Моя работа заключается в том, чтобы беречь те экспонаты, которые с 1959 года попали в наш музей. На данный момент в наших фондах хранится более 20 тысяч единиц экспонатов. Это и документы, и ордена, и различного рода археологические находки. Еще сейчас фонды пополняются антикварными предметами, которые мы привозим из столицы. В общем, можно сказать, что я храню уже имеющиеся экспонаты и стремлюсь найти новые.

– Бытует мнение, что музей как источник информации устарел. А на ваш взгляд, в чем сейчас заключается роль музеев?

– Может быть, это и так, но музей – это не только про информацию. Также он – это нравственное, духовное, эстетическое и даже патриотическое воспитание наших посетителей. Потому что каждый из них, приходя к нам, всегда находит что-то интересное лично для себя. Те факты, которые хранит музей, уникальны, и знания, которые он может дать, не имеют альтернативы. Например, тема Великой Отечественной войны, историю которой сейчас многие стремятся переписать... Человек, который приходит к нам, не просто слушает экскурсовода, он имеет возможность своими глазами увидеть оригиналы документов тех лет, мемуары и фотографии. И, познакомившись с ними, посетителя уже не введет в заблуждение никакая ложная информация. 

– Как же музей адаптируется под современные реалии, что делает для привлечения молодой аудитории?

– Для популяризации мы пробуем применять методы, которые до этого никем не использовались или использовались крайне редко. Мы создали такую систему, как «музей в чемодане». То есть мы в прямом смысле складываем часть экспонатов в чемодан и с ними посещаем школы. Таким образом дети и подростки могут не только послушать рассказ, но и буквально прикоснуться к истории, хотя многие музеи до сих пор не допускают прикосновения к экспонатам. Также при Дворце Потемкина, где мы располагаемся, работает музыкальный салон. Еще, помимо «Ночи музеев», мы устраиваем балы и проводим встречи с различными выдающимися личностями. Именно принцип работы с материальными источниками и с живыми людьми позволяет все больше популяризировать культуру музеев. 

 

 Егор Грищенко.