Как театр начинается с вешалки, так социализация человека – точнее, маленького человечка – в современном мире, как правило, начинается с детского сада. Это период в жизни ребенка, когда он не только учится базовым навыкам и общению, но и уже демонстрирует свои способности, начинает раскрывать потенциал. И очень важно в это время не упустить момент, помочь талантам малыша раскрыться. И детский сад в этом играет немалую роль. Как находят подход к детям, какие возможности предоставляют, а также как гармонично совмещают опыт и прогрессивность в яслях-саде №19 Кричева, узнали у его заведующей Елены Максимовой и ее заместителя по основной деятельности Елены Терещенко.


Плоды 40 лет истории

Учреждение, основанное в 1982-м, в нынешнем году отмечает свой 40-летний юбилей. Это самый большой детский сад в нашем районе. За годы его деятельности из стен яслей-сада выпорхнуло более 2 тысяч «птенцов».

Сегодня детский сад посещают 224 ребенка, воспитывают и обеспечивают им полноценный и насыщенный день 62 работника. Действует 12 групп, две из которых – раннего возраста, одна – для детей с тяжелыми нарушениями речи, еще одна – группа интегрированного обучения и воспитания. Для дошколят создана качественная предметно-развивающая среда: уютные групповые комнаты, музыкально-физкультурный зал, игровые площадки. 

Ясли-сад №19 – передовое учреждение образования, которое на протяжении 15 лет является победителем в соревновании среди педагогических коллективов учреждений дошкольного образования Кричевского района. Что же является главным залогом успеха: опытность воспитателей, постоянное движение и обновление, участие родителей? Все сразу!

В саду действуют различные дополнительные занятия: по хореографии, детскому фитнесу, декоративно-прикладному искусству, развитию мелкой моторики. Летом для мам с детьми 1,5-2 лет, которые не посещают дошкольное учреждение, проходит «Мамина школа», где малышам все специалисты сада помогают адаптироваться к его посещению. На занятиях «Информатика без розетки» у детей развивают логическое мышление. Кстати, в районе аналогов последним двум кружкам в детсадах нет.

– В организации дополнительных занятий опираемся на учебные программы. А вот «Информатика без розетки» – рекомендована на уровне республики в рамках проекта Парка высоких технологий. Наш воспитатель Каролина Идоленко специально прошла обучение, чтобы вести такую программу, - отмечает Елена Максимова.

Единый творческий организм

Кстати о воспитателях. Здесь трудятся педагогические работники как с более чем 30-летним стажем, стоявшие у истоков деятельности детсада (и их немало), так и молодые специалисты. «Мы гордимся тем, что у нас высок процент закрепления молодых специалистов, – делится заведующий сада. – Это значит, их удовлетворяют условия как труда, так и творческой реализации, атмосфера в коллективе. Их обеспечивают жильем. Кроме того, у нас активно налажена форма взаимодействия молодых и опытных сотрудников: наши «гуру» всегда стараются привлекать молодежь в любую работу, обучать и объяснять, чтобы после себя оставить крепкий костяк».

И похвалиться достижениями может каждый: так, специалисты, пришедшие сюда на первое место работы, постоянно являются победителями районного и участниками областного этапов конкурса «Призвание – педагог». 5 педработников яслей-сада руководят районными методическими объединениями. «Последним фактом похвастаться в Кричеве можем только мы», – дополняет Елена Терещенко. Педагоги участвуют в международных научно-практических конференциях. Множество из них побеждали и были лауреатами конкурса «Учитель года Республики Беларусь».

«Хотя педагогический стаж у меня большой, в этом коллективе я новичок – руковожу садом всего два года, – рассказывает Елена Максимова. – Но ощущение, будто работаю здесь вечность: так легко влилась в коллектив. И часто повторяю: тут люди, которые знают и умеют работать, действуют как единый организм. Не каждый сможет выдержать такой темп, который мы держим. За любое дело берутся с энтузиазмом и быстро. К примеру, весна у нас – время конкурсов. Я смотрю на объем работы – и думаю, что не потянем. Объявляю работникам, что нам нужно сделать, – они тут же разделились по группам, кто за что возьмется, у кого какая роль – вуаля, справились. И это не только о воспитателях: техперсонал, обслуживающий персонал, рабочие уже слились с педагогами, помогают во всех конкурсах, поддерживают. И мы со стороны руководства показываем, что видим старания каждого: благодарим, отмечаем, премируем».

Большую поддержку яслям-саду оказывают их шефские организации: УКПП «Коммунальник» и СООО «ЦСП БЗС». «Особенно это значимо, когда идут работы по благоустройству и ремонту». И, конечно, главные помощники – родители. «Они и вторсырье помогают собирать, и ремонт сделать, и к конкурсам готовятся вместе с детьми…  Мы в свою очередь всегда благодарим их, поздравляем с праздниками, налаживаем диалог в случае спорных вопросов. Самых активных наших родителей мы тоже не забываем: подписываем Благодарность от учреждения и отправляем по месту их работы», – рассказывает заведующий.

«Елена Вячеславовна отмечает заслуги коллектива и родителей, а мы в свою очередь отмечаем, что с ее приходом ощущается свежее веяние, открылось второе дыхание, – делится Елена Терещенко. – К примеру, к каждому праздничному событию мы стали проводить мини-акции поздравления сотрудников. Или вот: к 8 Марта мы проводили конкурс выпечки среда работников – получилось и соревнование, и сладкий стол. Ко Дню матери распечатали фото наших сотрудниц-мамочек, подписав под каждым их отличительную черту: «Мисс обаяние», «Мисс забота»… А на Новый год Елена Вячеславовна лично переодевалась в Деда Мороза!»

«Руки, что взрастили…»

Общаясь с работниками яслей-сада №19, действительно замечаешь, как они пышут энергией, идеями и желанием не просто выполнять рабочие обязанности, а по-настоящему воспитывать и развивать детей, делать жизнь учреждения насыщеннее, и, конечно, реализовывать себя. Мы пообщались с теми, кто вкладывает в учреждение жизнь почти всю историю его существования.

Светлана Антошкина – музыкальный руководитель, уже 7 лет работает на пенсии. «Еще с детства любила музыку, любила петь. Целенаправленно получила после школы музыкально-педагогическое образование. И хотя была возможность сделать карьеру в сфере музыки, осталась верна работе в детском саду. Ведь это так интересно: я и музыкант, и поэт, и постановщик, и вокалист…» – рассказывает Светлана Петровна. Кроме того, что на ее плечах «лежат» праздники, юбилеи, выпускные, выступления на конкурсах, она еще и председатель ветеранской организации педагогов дошкольного образования района.

«Постоянно подстегиваю себя, чтобы не выгореть. Столько уже пройдено, сделано. А с другой стороны, хочется реализовать еще многое, – делится музыкальный руководитель. – А знаете, что я считаю самой высокой оценкой меня как педагога? Когда дети играют в «Светлану Петровну». Это самое дорогое».

Ирина Жилинская – воспитатель, но ее работа сложнее, чем у других. Она работает в группе интегрированного воспитания, осуществляет персональное сопровождение детей с аутическими нарушениями. «Во всех вопросах – я рядом со своими ребятами. Помогаю в самообслуживании, общении. Нужно знать индивидуальные, психологические особенности каждого, знать, что ему поможет, работать в тесной связке со специалистами». Конечно, такая работа по плечу только воспитателю с большим опытом – такому, как Ирина Жилинская: в яслях-саде она 36 лет. «К каждому такому ребенку – особый подход. Один более жизнерадостный, контактный, у другого – перепады настроения. Это все нужно чувствовать. Так что, разумеется, часто принимаю близко к сердцу переживания о них», – отмечает воспитатель. Кстати, у нее хватает энергии и на творчество: «Мы знаем: если участвует Ирина Жилинская, то ее работу отметят. Если она берется за работу – то здесь и сейчас, не откладывая», – рассказывает Елена Терещенко.

В интегрированной группе работает и Надежда Симанкова, помощник воспитателя. Тяжело ли это морально? «Сначала тяжело очень. После – привыкаешь, начинаешь видеть в этих ребятах простых детей. Есть жалость, сочувствие. Но главное – нужно научить их себя обслуживать, возможно, тоже найти себя в каком-то деле. И конечно, большая радость, когда видишь успех, когда тот, кто не говорил, сказал первое слово, другой – самостоятельно поел».

Алла Щеглова – кастелянша, но только последние несколько лет: до этого она 30 лет была воспитателем. Алла Викторовна – главная рукодельница в детсаде. Буквально весь детский сад уставлен ее поделками, игрушками, оформление музыкального зала к каждому празднику – также ее рук дело. «Видели костюмы наших деток на 9 Мая? Все сшила Ирина Викторовна сама! Она постоянно оттачивает мастерство, в интернете учится новому. А как-то раз надо было работу на конкурс смастерить, так она посмотрела, поискала – и за ночь все сделала. Еще она – актриса. На праздниках отыгрывает самые характерные роли – Баба Яга, Шапокляк, Емеля», – отмечает Елена Максимова. «Бабушка еще в 3 года катала меня на педальке «зингеровской» швейной машинки. Катала-катала – и шить научила», – рассказывает кастелянша. После школы она окончила химико-биологический факультет, но работать пошла в детский сад – говорит, призвание. И ничуть не пожалела. «Думаю, здесь главное – это любовь к детям. И если педагог чувствует, что он выгорает, лучше отдохнуть, сменить деятельность, побыть наедине с собой – чтобы не навредить детям. И тогда «горение» в работе вернется».

После посещения яслей-сада №19 убедилась в словах его заведующего: люди здесь и правда не просто работают, а умеют и знают, как это делать, постоянно в поиске, в движении. И этот активный настрой передается их воспитанникам. 40 лет – это и богатая история, и… только начало. То ли еще будет, верно?

 

Дарья БОРОВИКОВА.