Сегодня одна из самых  трагических дат в истории Беларуси. 81 год назад войска нацистской Германии вторглись на территорию Беларуси и СССР. Для нашей страны это особая дата, ведь за годы начавшейся в тот день войны каждый третий белорус лишился жизни. В апреле этого года в историческом музее открылась экспозиция, посвященная теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Перейдя порог, мы попадаем в мрачную и неуютную комнату. Стены, покрытые темным полотном, черно-белые фотографии и бумаги с нацистским орлом. Все это вызывает тяжелые и гнетущие чувства. Первым мне в глаза бросился макет деревни. Это Антоновка, сестра Хатыни. Небольшое селение недалеко от Молятичей с преимущественно еврейским населением. Немцы захватили ее 16 июля 1941 года и организовали там гетто. В последствии до декабря 1941 года еврейское население деревни постепенно уничтожалось, а к концу года ее сожгли. Сейчас на месте Антоновки находится памятный знак, а макет в этой комнате служит напоминанием о той тихой и мирной жизни, которая сгорела в пламени войны.

Слева от реконструкции деревни находятся экспонаты, посвященные концлагерю, который находился на территории Кричева. Здесь взору посетителя предстанут фотографии. Расстрелянные военнопленные, повешенный по известным только нацистам причинам мужчина и дети на фоне горящего дома. Они смотрят не просто в объектив, они смотрят в глаза тому, кто стоит перед фотографией. И только ужас и отчаяние видно в этих детских глазах. Когда смотришь на них, видишь не просто фото, видишь жизни, которые забрали. Под фотографиями стоит витрина с вещами, судя по всему, пленного солдата. Помятая фляжка, элементы униформы да несколько не стрелянных патронов. Это все, что осталось от солдата. Из этой фляги он пил воду, эта форма прикрывала его тело, а патроны предназначались тем, кто в конечном итоге его пленил. Когда-то эти вещи принадлежали живому человеку, который жил обычной жизнью и строил планы на будущее. Теперь это все, что от него осталось. Ни рода, ни имени, только эти жестянки. Когда осознаешь это, невольно проходит дрожь по телу.

Напротив расположились документы времен войны. Справа в углу стоит страница из немецкой пропагандистской газеты «Новый Путь», напечатанной 26 апреля 1943 года в оккупированном Могилеве. Примерно четверть страницы занимает фотография Гитлера вместе с Герингом. Под ней материал с названием «Наш Гитлер». В нем речь Йозефа Геббельса, приуроченная ко дню рождения фюрера. Конечно же, она заняла большую часть страницы, а под ней скромно расположилась речь Геринга все по тому же поводу. Да уж, если не знать, что за люди стояли за этими публикациями и за какие преступления они ответственны, то вполне можно было бы принять за стандартную газету тех лет. Чуть левее от «Нового Пути» можно увидеть распоряжение немецких властей на территории Беларуси, которое куда более красноречиво говорит о политике нацистов на оккупированных территориях. На листе, увенчанном черным орлом со свастикой под ним, напечатан небольшой текст на четырех языках: белорусском, немецком, польском и русском. Он уведомляет граждан о том, что с первого ноября 1941 года вводится комендантский час. В темное время суток гражданским на улице появляться запрещено. Казалось бы, ничего необычного для военного времени, но есть в нем одно важное уточнение: «Лица гражданские, которые в назначенное время будут на улице встречены, будут сейчас же расстреляны». Причем конкретного времени комендантского часа не указано, просто говорится «от вечерних сумерек до рассвета». Далее идут различные немецкие листовки на тему того, что «лучше сдаться, чем бороться за большевистскую власть». Имеется даже «пропуск», который якобы гарантирует солдату хорошее отношение при сдаче в плен. Но, увы, это была лишь приманка. Большинство пленных умирали в течение нескольких месяцев, после попадания в плен. В противовес немецким по углам стен висят советские плакаты, призывающие людей на борьбу с оккупантами.

Это далеко не все экспонаты, многие из них остались за кадром. Но и на них точно стоит посмотреть. Все, что стоит здесь, взято из фондов музея, а документация и фотографии тех лет переданы прокуратурой. Генеральная прокуратура Беларуси и сейчас продолжает расследование преступлений нацистов, и с каждым днем становятся известны новые факты. В ближайшее время экспозиция пополнится новыми военными фотографиями. С ходом расследования будут появляться новые документы и данные, которые так же будут размещаться в музее.

 

Егор ГРИЩЕНКО.