Профессия преподавателя –  одна из важнейших и сложнейших в наше время. Это человек, который становится для ребенка еще одним родителем и старшим другом, который всегда поделится опытом в трудной ситуации. С каждым учеником нужно установить контакт, к каждому нужен особый подход. Поэтому педагогам приходится регулярно дорабатывать и совершенствовать свои подходы к работе с воспитанниками. Так считает и сегодняшняя гостья, дипломантка конкурса «Методист – педагогу» в номинации «Инновационный подход к организации и проведению мероприятия», методист районного центра дополнительного образования детей и молодежи «Кречут» Лариса Пожарская. Она рассказала об особенностях работы современных центров дополнительного образования, о своих методах работы с детьми и об участии в областном конкурсе инновационных методических мероприятий.

Начинала учителем русского языка, а теперь – методист

– После университета работала учителем русского языка в Костюшковичском УПК. После попала в пятую школу, где впервые и начала работать в качестве педагога-организатора. Там получилось довольно забавно. Ведь до этого ни вокалом, ни рукоделием, ни постановкой танцев профессионально не занималась, а организатору нужно и поставить танец, и нарисовать плакат, и небольшую театральную постановку устроить. В итоге обращалась к детям, которые всем этим занимались, и вместе с ними училась делать все это сама. Сейчас привожу это ученикам как пример, когда мне пригодились те знания, которых у меня не было. Никогда не знаешь, чем тебе придется заниматься в будущем. С 2012 года работаю методистом в «Кречуте». Эта работа немного отличается от работы педагога-организатора. Здесь ты больше взаимодействуешь не с детьми, а с учителями и помогаешь им найти правильный подход к ученикам. Это тоже очень интересно, но порой скучаю по работе с детьми. С ними сейчас работаю, только когда веду кружок русского языка.

Школьное образование – это база, а дополнительное –  приложение к ней

– У многих бытует представление, что такие центры, как «Кречут», – это место, куда дети приходят погулять и отдохнуть после школы. И это утверждение верно и неверно одновременно. Школа – основа основ, ее должен пройти каждый. Тут дети получают знания, которые станут началом их профессии и взрослой жизни. И чтобы в будущем стать профессионалами они учатся в школе. Дополнительное же образование в этом плане отличается. К нам ребята приходят потому, что сами того хотят. Здесь они получают навыки бытовые, которые может и не помогут в работе, но, скорее всего, пригодятся в повседневной жизни. Они занимаются тем, что им нравится, и можно сказать, что действительно отдыхают после школы, где им приходится учить не всегда интересные для них предметы.

\

Между «кнутом» и «пряником» все же предпочту «пряник»

Поначалу мне казалось, что оба этих метода равнозначно эффективны, но, как показала практика, все далеко не так. Безусловно, дети должны иметь чувство такта и проявлять уважение к окружающим. Но вот в плане усвоения знаний стоит быть мягче. «Вбить» знания в голову ученику вряд ли получится. Сейчас веду кружок русского языка и на практике вижу, что метод поощрения намного эффективней. Ребята куда охотнее занимаются, когда видят, что у них что-то получается, когда видят, что они растут. Педагогу здесь стоит обращать внимание на мелочи. Например, ученик впервые написал предложение без единой ошибки. С точки зрения учителя, это мелочь, но для него это большая победа, и именно на ней стоит акцентировать внимание, чтобы указать ребенку на его рост, и, как правило, это работает, ребята стремятся развиваться дальше. Учитель должен не просто дать знания, но и заинтересовать, дать импульс, который поведет ученика дальше. К счастью, очень многие сейчас это понимают и стремятся в своей работе быть более лояльными.

Для конкурса выбрала тему кейс – технологии. Все отговаривали, а я взяла и не прогадала

Основа деятельности методиста – работа с педагогами. Помочь им найти подход к ученикам, интересно и грамотно подать им информацию. Поэтому для конкурса выбрала тему «Кейс – технология». Ее суть заключается в том, что преподавателям дается конкретная проблема – задача, которую они должны совместными усилиями решить. При помощи таких задач учителя не только тренируются решать конкретные проблемы, но и находят новые способы взаимодействия между собой и учениками. Поначалу многие отговаривали, ведь тема новая и мало кто ею занимался, но чем больше мы в нее углублялись, тем больше интереса к ней появлялось. В результате, мы с коллегами подготовили тридцатиминутное видео, в котором рассказали о технологии и о ее эффективности на практике. В итоге нашу работу оценили за инновационный подход и отметили дипломом. Далее мы планируем развивать эту идею и активно применять ее в работе, а еще думаем привлечь учеников, чтобы подобное взаимодействие было еще более эффективным.

 

Егор Грищенко.