Выход Беларуси и России из Болонской системы ознаменовал собой новый этап развития национального образования, которому еще предстоит заново вернуть свои прежние позиции. Но как достичь успеха, вновь обрести статус инновационного лидера и начать привлекать в том числе и иностранных абитуриентов?

Исторический опыт

XX век стал триумфом советского образования, соперничать с которым едва могли даже самые передовые державы остального мира. Фактически проигравшие "космическую гонку" США, миллионы представителей государств Латинской Америки, Восточной Европы и Африки с советскими дипломами, а также целые инженерные и конструкторские школы не оставляли шансов никому из желавших оспорить важнейшую роль СССР в развитии человечества.

Всеобъемлющий подход к воспитанию, выработанный Сухомлинским, навсегда изменил мировую образовательную мысль, а идеи трудового воспитания и уникальное видение Макаренко навечно гарантировали ему место среди четырeх столпов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. И это не говоря о Королеве, Ландау и множестве других светил науки, имена которых до сих пор вдохновляют людей по всему миру. Недаром тот же Илон Маск не скрывает своего восхищения гением советских конструкторов.

И если распад СССР оставлял шансы для сохранения этого богатого наследия, то с включением России, а позже и Беларуси в Болонский процесс всe стало сложнее. В 1999 году в городе Болонья была подписана конвенция, целью которой было создание единого европейского пространства в сфере высшего образования. На бумаге всe выглядело более чем прилично: дипломы всех вузов и университетов будут уравнены в правах, а студентам, в случае присоединения страны к этой системе, не придется сдавать дополнительные экзамены, чтобы "легализовать» своe образование на Западе. Россия присоединилась к "Болони" в 2003 году, но каких-либо бонусов от этого не получила и через 10 лет: система, фактически созданная для поощрения утечки мозгов, не способствовала развитию отечественной науки и образования. Потому вместо развития российская система столкнулась с вымыванием профессионалов советской школы, снижением статуса и уровня образования в стране и, откровенно говоря, стала заложницей западных подходов и идей. Притом дело не только в эксцессах вроде школьника из Уренгоя, который на выступлении в бундестаге открыто жалел нацистских захватчиков, сколько в системном кризисе.

Исследователи сегодня уже не включают отечественную систему образования в топ-20, а МГУ, некогда один из ведущих мировых вузов, не входит и в число 200 лучших. Конечно, можно сказать, что рейтинги – не главное, но сама система образования, плотно "завязанная" на западные подходы, очевидно не справляется. Например, с введением всe новых ограничений возможность публикаций научных трудов в иностранной научной периодике сводится к минимуму, хотя сами такие публикации по-прежнему ценятся в академической среде. Не говоря уже о новом поколении школьников, до которых адепты "инноваций" вроде ЕГЭ не сумели донести ни общегуманитарных смыслов, ни самих знаний по предметам. С таким подходом, который ставит отечественное образование в прямую зависимость от иностранных игроков, готовя поколение "тиктокеров" вместо инженеров, IT-шников, врачей и учителей, добиться вменяемых результатов попросту невозможно.

Лучшее из двух миров

Выход России из Болонской системы, о котором в конце мая объявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, а позже и Беларуси, закономерен с точки зрения реализации всего потенциала стран. И замена уже уходящей в прошлое системы – вопрос, представляющий актуальность для каждого жителя нашей страны. Но каким будет этот новый путь?

"Перед нами стоит очень сложная задача – соединить обе практики и создать современную, самую лучшую в мире российскую систему образования, какой она и была практически со времен Ломоносова и Петра Великого", – отметил в ходе выступления на онлайн-конференции "Выход России и Беларуси из Болонской системы образования: перспективы развития национальной системы образования" профессор МГИМО, член Межакадемического совета Союзного государства Александр Стоппе.

Он подчеркнул: и Болонская, и традиционная система имеют свои определeнные ценности и достижения, и, касаясь Болонской системы, нужно четко проводить разницу между задачами академической мобильности, в том числе обучения за рубежом, и самим содержанием образования. Стоппе при этом отметил, что уникальным опытом в контексте образования обладает Беларусь: страна сохранила советский опыт в образовании, при этом не разорвав единое образовательное пространство с Россией. Поэтому, как считает Стоппе, при формировании новой системы образования важно использовать "уникальный опыт вузов Петербурга и Минска, Гомеля и Нижнего Новгорода, Гомеля и Пскова".

Именно такой подход, как видится, и предлагают сегодня в Минобрнауки, где отметили, что грядущая реформа не означает запрета бакалавриата и магистратуры, но позволит работодателям и университетам отказаться от них в пользу специалитета – который, кстати, в России сохранился. Кроме того, откровенно говоря, Болонская система никогда и не была общепринятой: те же США, Китай или Индия не входили и не входят в нее, потому действия Беларуси и России в этом смысле выглядят закономерным этапом развития, чем отказом от чего-либо действительно необходимого.

"Болонская система – это оболочка, а содержание может быть индивидуально. Система образования и Республики Беларусь, и России максимально привлекательны для иностранных студентов, наше будущее в развитии кластеров и сетевом взаимодействии", – отметил на той же конференции Владислав Бейзеров, декан факультета психологии и педагогики УО "Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины".

С учетом того, что уникальность отечественных подходов, инженерных школ и методов работы уже зарекомендовала себя в прошлом, образование может стать одним из важнейших элементов по отстаиванию Россией своих интересов.

Гуманитарная сила знаний

Вопрос привлечения иностранных студентов – важнейшая часть в повышении престижа российского образования. Сейчас число иностранцев, учащихся в России, достигает 315 тысяч, более 200 тысяч из которых – граждане стран СНГ. Иностранцам уже интересна учеба в РФ, и чем независимее, актуальнее и инновационнее будет система образования, тем больше внимание онa будет привлекать.

Этот вопрос широко обсуждается и, в частности, был поднят в июне этого года на ПМЭФ, в рамках которого состоялась дискуссионная панель "Интернационализация российского высшего образования в современных условиях", организованная Россотрудничеством. Как отметил в ходе диалога заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов, отказ от Болонской системы открывает новые возможности для развития совместных общеобразовательных проектов со странами СНГ. Он подчеркнул, что Россотрудничество занимается администрацией квотных проектов правительства РФ, и ослабления интереса к квоте не наблюдается: с конца февраля в рамках квот были отобраны уже 23 тысячи иностранных студентов.

"На данный момент мы приостанавливаем сотрудничество с недружественными странами по линии обменов и научной деятельности и держим курс на союзнические страны СНГ и Восточной Азии. Россотрудничество активно мониторит ситуацию на рынке труда и перед формированием квот интересуется у ведомств, а также малого и среднего бизнеса, какие специалисты нужны за рубежом. Все больше ведомств хотят формировать свой целевой заказ. Развитие образовательных программ русского языка в университетах – это и торгово-экономические связи, наука и культура", – заявил Шевцов.

Такой подход может оказаться наиболее эффективным, притом не только по части привлечения новых абитуриентов из-за рубежа. Не стоит забывать и про Союзное государство – сотрудничество специалистов из Беларуси и России по вопросу формирования новых образовательных компетенций, методик преподавания или оценки знаний позволит совместить лучшие мировые практики.

"Сейчас общая задача – создание универсального образовательного ядра, а также собственных измерений качества национального образования", – подчеркнул в ходе онлайн-конференции Виктор Сдобняков, ректор ФГБОУ ВО "Нижегородский педагогический университет им. Козьмы Минина". На конференции "Выход России и Беларуси из Болонской системы образования: перспективы развития национальной системы образования" он подтвердил готовность взаимодействия с коллегами из Республики Беларусь, которые могут стать заказчиками образовательных программ в России.

Стоит отдельно подчеркнуть, что универсальность новой системы обеспечит постоянный приток новых абитуриентов в вузы двух стран, способствуя при этом повышению их престижа и привлекательности, в том числе для инвесторов.

Как показывает опыт Института Гeте или Института Конфуция, именно работа с иностранной аудиторией позволяет добиться выдающихся результатов, предлагая людям не просто знания, но и знакомя их с культурой и образом жизни других стран. Фокус на СНГ и Восточную Азию в этом случае более чем оправдан – санкционное воздействие на РФ пытается оказывать только Запад, в то время как соседи РФ или ее партнеры из Азиатско-Tихоокеанского региона готовы к сотрудничеству.

Окно возможностей

Развиваясь в фарватере Болонской системы, Россия в большей степени, нежели Беларусь, игнорировала не просто гигантское наследие своего прошлого, но и фактически отказывалась от генерации новых образовательных, научных и гуманитарных смыслов. Отход от этой зависимости дает стране исторический шанс перезапустить себя – как изнутри, так и снаружи. И уже упомянутое Россотрудничество и подобные структуры будут играть в этом процессе основополагающую роль.

Немаловажным фактором могут выступить и дистанционное образование, и пример успехов российский науки, и даже гуманитарные акции – например, волонтерская программа "Миссия добро", открывающая молодым людям путь к международному волонтерству, и другие подобные проекты. Например, Международный молодежный экологический форум в Минске, где в мае 2022 г. студенты из российских и белорусских вузов разного профиля смогли встретиться на одной площадке. Все такие проекты – это вклад в будущее целых поколений.

И недавние конференции наглядно показали, что вузы из России и Беларуси готовы к гуманитарному сотрудничеству и уже сегодня закладывают основы системы образования будущего. Только научившись заново смотреть на себя, народы наших стран смогут вернуть утраченный в 90-е статус страны-инноватора, привлекающей людей со всего мира и использующей свой природный, гуманитарный, научный и социальный потенциал по максимуму.

Мир уже не готов развиваться в одном навязанном ему внешними игроками русле, и именно Россия с ее многовековым опытом многовекторного и поликультурного движение вперед имеет все шансы стать локомотивом образования. А в XXI веке от этой сферы будет зависеть буквально все: от конкурентоспособности экономики целой страны до востребованности одного конкретного человека на рынке труда.