В чем должен быть уверен автовладелец? В исправном техническом состоянии своего транспортного средства – раз. В подлинности и читаемости идентификационных маркировочных обозначений, которые являются своего рода визитной карточкой авто, – два. В подлинности документов на транспортное средство – три.

О последних двух поговорим подробнее. Идентификационные маркировочные обозначения транспортного средства – 17-значный номер, он же vin – порой могут сыграть злую шутку с автовладельцем: стать препятствием для проведения регистрационных действий с авто, пересечением границы, прохождением государственного техосмотра. Не сам номер, а его коррозированное состояние, полное либо частичное отсутствие, изменение. Все вышеперечисленные случаи и служат поводом для направления автомобиля на экспертизу в Государственный комитет судебных экспертиз. Об этом krichevlive.by рассказала Ирина Рачковская, главный специалист для работы со СМИ управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области.

Так почему же vin так важен?

- В номере зашифрована информация о стране и предприятии-изготовителе, модели и годе выпуска транспортного средства, типе кузова и двигателя. В зависимости от модели, марки и года выпуска vin можно обнаружить как на элементах кузова (на панели под ветровым стеклом, на задней стенке моторного отсека, в багажном отсеке и т.д.), так и на элементах силовой конструкции (характерно для грузовиков, внедорожников и мотоциклов). Vin позволяет идентифицировать транспортное средство, он проверяется при совершении регистрационных действий, прохождении техосмотра, пересечении границы, а также важен при подборе автозапчастей, - разъяснила главный специалист.

Судебные эксперты управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области в прошлом году отметили значительный рост экспертиз идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств. В большей мере на экспертизу направляются транспортные средства старше 20 лет – в таких авто чаще всего номер не читается из-за коррозии. В большинстве случаев судебным экспертам удается восстановить коррозированный номер и решить проблему владельца, связанную с постановкой либо снятием авто с учета. 

В некоторых случаях, рассказывают эксперты, автовладельцы сами повреждают или даже удаляют номерные площадки в ходе ремонтных работ неумышленно, не осознавая последствий, которые в дальнейшем могут возникнуть. 

И, наконец, по-прежнему имеют место случаи, когда эксперт приходит к выводу, что идентификационные маркировочные обозначения изменены. И это имеет еще более серьезные правовые последствия: в соответствии с законодательством подделка либо уничтожение идентификационного номера транспортного средства влечет за собой уголовную ответственность (вплоть до лишения свободы). Одни совершают преступление – другие становятся жертвами по собственному незнанию.

Безопаснее всего приобретать подержанное транспортное средство у собственника с переоформлением его в ГАИ, советуют судебные эксперты УГКСЭ по Могилевской области. Чтобы обезопасить себя от печальных последствий, до совершения сделки необходимо проверить у продавца его личный паспорт и свидетельство о регистрации автомобиля, сверить соответствие указанных данных в документах, в том числе и цвет лакокрасочного покрытия, идентификационный номер, год выпуска. Также эксперты рекомендуют обращать внимание при покупке бывшего в пользовании транспортного средства на сам vin – должны насторожить потеки краски, сколы, царапины, следы сварки и шлифовки. В случае возникновения сомнений в подлинности vin, можно обратиться в управление Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области в Могилеве (ул. Гагарина, 58а) и Бобруйске (ул. Максима Горького, 1). 

Впрочем, судебные эксперты советуют проверять и подлинность документов на продаваемое частными лицами авто – в практике случаются факты выявления и таких подделок.