Протесты, режим ЧП и отставка правительства. В Казахстане не утихают массовые беспорядки. Льется кровь, есть жертвы. Волнения начались после повышения цен на топливо, однако об этом вскоре забыли.
И протестующие перешли к погромам под предлогом политических требований. Президент Токаев взял на себя функции главы Cовбеза и в отношении преступников и экстремистов намерен действовать предельно жестко. Тем не менее, ситуация во многих регионах вышла из-под контроля. Власти пошли на уступки демонстрантам, но обстановка только накаляется. Хронология трагических событий.
После безумной ночи в Казахстане так и не стало спокойнее. Снова беспорядки и еще более ожесточенное противостояние. Страна буквально полыхает. Самые шокирующие кадры, как и днем ранее, поступают из Алматы. В южной столице силовики не справились с обезумевшей толпой. Та действовала самыми радикальными и подлыми методами. Стражей порядка жестко избивали и забирали оружие. По последним данным, пострадали около 200 силовиков. Есть жертвы.
И это было только начало. Призывы прекратить откровенные издевательства и беспредел протестующие не услышали. Тысячи вооруженных демонстрантов ворвались в мэрию, а после взяли штурмом и алматинскую резиденцию Президента. Внутри устроили погромы и пожары. Захвачен также и аэропорт. Рейс из Минска в Алматы, который должен был состояться час назад, отменен.
Алматы погрузился в хаос и анархию. Под обстрел попали даже больницы, нападению подверглись оружейные магазины. Дальше – новые провокации. Митингующие захватили здания телеканалов, которые прервали трансляцию.
Жителей страны просят не покидать дома. Глава государства уже во второй раз за сутки обратился к нации. На этот раз Токаев заявил, что в случае продолжения беспорядков намерен действовать максимально жестко. При этом власти готовы представить новые предложения о реформах, которые позволят снизить напряжение в обществе.
Однако тысячи протестующих все еще громят и бесчинствуют. Кажется, что они обезумели от безнаказанности. Требований становится все больше, а протест откровенно радикализируется. Митингующие пробуют на прочность гранит – пытаются сносить памятники первому президенту страны Назарбаеву.
Что касается целей участников мятежа, то это, конечно, не цены на газ. Сейчас главные требования политические – по смене власти. Но если посмотреть чуть глубже – таким образом продолжаются попытки раскачать весь постсоветский регион, чтобы создать пояс управляемого хаоса вокруг Москвы. Сначала попробовали сделать это в Беларуси в августе 2020-го, затем в России прошли зимние протесты. Через год – в прицеле Казахстан. И попытки будут продолжаться. Меньше месяца назад об этом говорил Александр Лукашенко во время онлайн-саммита Евразийского союза.
Организация, координация, манипуляции – о том, что в трагических событиях в Казахстане задействованы западные силы, говорят и эксперты. В стране зарегистрированы несколько тысяч зарубежных неправительственных организаций, массмедиа, которые в нужный момент активно включились в протесты. В частности, в прошлом году США выделили более полутора миллиардов долларов якобы «на работу по защите прав и свобод» в Казахстане. Большую часть получили представители казахстанской оппозиции и блогосферы. К тому же иностранные медиаресурсы, участвующие и координирующие протесты в Беларуси, переключились на азиатское направление.
И хотя методы подогрева протеста, его координации и освещения похожи с теми, что были задействованы в августе 2020-го, в Казахстане сложилась отличная от Беларуси социально-экономическая ситуация. В экономике казахстанская власть многие отрасли отдала на откуп иностранным компаниям, сделав ставку на рыночное регулирование процессов. Это привело к росту цен по многим позициям. Это стало триггером для начала беспорядков, которые, впрочем, были отнюдь не стихийными.
Как сообщили в белорусском МИДе, информация о пострадавших жителях нашей страны в ходе беспорядков не поступала. Режим чрезвычайного положения, который действовал в трех регионах, теперь ввели по всей стране