Два кричевских следователя с разным опытом работы поделились мнением о службе. Каким было первое дело, удается ли не «брать» эмоции домой с работы и криминальный ли Кричевский район?

Опыт в любой профессии очень важен и ценен, и его не заменят никакие другие навыки. Передача опыта в любой сфере просто необходима, особенно когда в коллективе появляются молодые сотрудники со студенческой скамьи. В Кричевском РОСК этому вопросу уделяют большое внимание, и в канун празднования Дня сотрудника органов предварительного следствия поделились своими впечатлениями о работе следователи с разным служебным опытом.

Старший следователь Алеся Мачульская с детства мечтала стать врачом, но по окончании школы поддалась модным на то время веяниям и получила юридическое образование. 17 лет назад молодая Алеся, родом из Горок, по распределению попала в Кричевский РОВД на должность дознавателя. Эта чуткая и открытая женщина не боится никаких трудностей и по результатам работы неоднократно получала звание «Лучший следователь отдела».

– Ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию, – делится Алеся Леонидовна. – Многие думают, что работа следователя – это не женское дело, но я считаю, что если ты «горишь» своей работой, то можешь справиться с любыми трудностями.

Следователь Валентина Максачева трудится в Кричевском РОСК сравнительно недавно, и считает главным плюсом в работе для молодого сотрудника, когда коллеги поддерживают на первых порах и делом, и советом. Хоть Валентина Андреевна работает не так уж и долго, но назвать ее молодой и неопытной не поворачивается язык – ее хватке и рассудительности может позавидовать любой следователь.

– Стать сотрудником органов предварительного следствия – мой осознанный выбор и даже конкретная цель, – делится Валентина Андреевна. – Окончив СШ №3 в Кричеве, я поступила в институт, а на последнем курсе устроилась в районный отдел в качестве внештатного сотрудника, а окончив вуз – на должность государственного служащего. Уже на этом этапе стала «Лучшим молодым специалистом Могилевской области». В скором времени получила звание лейтенант юстиции. С уверенностью могу сказать, что ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию. Здесь же на работе познакомилась с мужем, сейчас мы воспитываем маленькую дочку. Благодаря общему делу муж меня полностью понимает и поддерживает.

Встретившись с двумя обворожительными сотрудницами с интересной профессией, корреспондент решила провести опрос, чтобы сравнить ответы.

– Помните свое первое дело? Какое оно было?

Алеся: «Помню. В то время в Кричеве было исправительное учреждение открытого типа, и я получила дело о сбежавшем заключенном. А его поймали, и мне предстояло с ним встретиться в ИВС. Эмоции зашкаливали: сейчас это обычное дело, а тогда для молодой и неопытной сотрудницы это было настоящее испытание».

Валентина: «Первое дело действительно запоминается на всю жизнь. Мое касалось расследования дела о краже строительного инструмента, где все свидетели обвиняли умершего человека. Меня одолевало желание докопаться до истины – и это удалось. Человек, совершивший преступление, оказался среди свидетелей. Доказательство его вины был неопровержимо. Помню, мне тогда даже премию дали за такой чуткий подход к работе».

– Удается ли отделять работу от личной жизни, или все эмоции «несете» домой?

Алеся: «Даже с годами не научилась этого делать. Работа наша очень впечатляет, ведь преступления бывают разного рода: кражи, наркотики, посягательства на половую неприкосновенность, убийство. Общаясь с людьми, невольно начинаешь им сочувствовать. Не впечатляться, выезжая на место происшествия или расследуя уголовное дело, в большинстве случаев невозможно. Но дома стараюсь быть всегда хорошей мамой и хозяйкой. Дочки восхищаются, что их мама следователь, относятся к моей работе с пониманием и стараются радовать: убирают дома, моют посуду, самостоятельно делают уроки. Старшая долгое время хотела пойти по моим стопам, но с возрастом поняла, что эта работа не так проста, как кажется. Будем определяться с другой профессией, пока время есть».

Валентина: «Первое время было очень сложно. Впечатления били через край, и порою даже дома не могла переключиться, но с годами научилась, закрыв дверь кабинета, забывать о работе. Ведь дома меня ждет маленькая дочь, которая требует много внимания и заботы».

– Можно ли Кричев назвать криминальным районом?

Алеся: «Исходя из опыта работы скажу, что буквально 8 лет назад я заступала на работу, и ни один день не проходил без выезда на место преступления, происходило многое и разное, драки и разбой были нередкими. Иногда и 5­­7 раз в день выезжали. Сейчас картина изменилась колоссально, зачастую выезд на место преступления бывает лишь 1 раз в неделю, а сами преступления трансформировались».

Валентина: «Цифры говорят сами за себя. Да, Кричевский район опережает по количеству преступлений Хотимский, Краснопольский, Чериковский районы, но и количество жителей здесь значительно больше. В 2023 году за 8 месяцев возбуждено 133 уголовных дела, из них более 40 дел составляет хищение, уклонение от уплаты алиментов – 12, хищение с помощью информационных технологий – более 30. Отмечается рост хулиганства с 7 до 8 случаев. К счастью, убийств нет, но был один случай покушения. В 2022 году за 8 месяцев было совершено 2 убийства, всего возбуждено 138 уголовных дел, также преобладало хищение – более 50, уклонение от алиментов – 11, хищение с помощью информационных технологий – более 30».

– Как проводите свободное время? Может, смотрите сериалы о следователях?

Алеся: «Смотрела в студенческие годы, но, когда начала работать, поняла, что они далеки от реальности. Не рекомендую, выбирая эту профессию, опираться на просмотр сериалов, лучше побеседуйте с реальным следователем. Отдыхать я люблю, любимое занятие – цветы. Мой дом украшают 22 куста роз, которые требуют много внимания. Наблюдать за их цветением – настоящее удовольствие, а заниматься ими – моя отдушина». 

Валентина: «Все свободное время провожу с семьей. На просмотр фильмов и сериалов просто не хватает времени. Стараемся чаще бывать на природе и дышать свежим воздухом».

Вот такие разные, но интересные ответы получили. И они доказывают, что у следователя может быть не только мужское, но и женское лицо.

 

Эльмира КАРПОВА.