Сегодня – День сотрудника органов предварительного следствия. Об опыте работы в Следственном комитете рассказал кричевский следователь.

Эта профессия окутана флером тайны и героизма. По крайней мере, так принято считать, особенно после просмотра сериалов и художественных фильмов, где главный герой – сыскарь. В реальной же жизни все выглядит иначе. Да, есть место и героизму, поскольку работа требует большой самоотдачи, и тайне (этого требует следствие), а также большой ответственности, ведь за каждой историей стоят человеческие судьбы.

Чаще всего, говоря о следователе, мы представляем профессионала, умудренного опытом, эдакий симбиоз Эркюля Пуаро и Шерлока Холмса. В преддверии Дня сотрудника органов предварительного следствия, который в Беларуси отмечается 12 сентября, побеседовали с человеком, который в профессии уже давно, имеет и опыт, и раскрытые дела. Старший следователь Кричевского районного отдела Следственного комитета майор юстиции Алексей Вырво рассказал нам, что значит для него работа в Следственном комитете 

– Первое время, как и любому пришедшему после учебы в реальную профессию, было нелегко, – вспоминает Алексей Федорович, – Оказалось, что теория и практика – разные вещи.

Когда спрашивают, каким было мое первое дело, вспоминаю 2005 год. Это было хищение мобильного телефона. Тогда, в начале двухтысячных, телефоны только начинали появляться у большинства наших граждан. Но были и те, кто пытался обзавестись новомодным тогда гаджетом незаконным путем. Мобильный телефон украл юноша, но даже после того, как мы его задержали, упирался и доказывал, что его вины нет, что он «в глаза не видел этот телефон».

По началу мне как молодому сотруднику было боязно, не хотелось «завалить» первое свое дело. Я начал парировать фактами, бесспорно указывающими на вину задержанного. Только тогда до парня «дошло»: отпираться бессмысленно. Он сознался и даже вернул пострадавшим потерю, извинился перед ними.

А вот самый запоминающийся выезд на происшествие – убийство 7­-летнего мальчика. Когда приехали на место, убийца был с нами в одном доме – не сбежал. Им оказался дядя мальчика. Было жутко...

Где миф, а где правда

В блиц-­опросе старший следователь Алексей Вырво попытался развеять стереотипы о профессии, навеянные с экранов телевизоров.

Работники следкома не имеют личной жизни, потому что работают круглые сутки.

– Мы стараемся трудиться в рабочее время, а в нерабочее – отдыхать, потому что можно перегореть. Я люблю проводить время дома – заниматься бытовыми делами, копаться в автомобиле. Стараюсь больше времени проводить с семьей: дома меня ждут жена и трое дочерей.

Самые сложные адвокаты – это бывшие коллеги.

– Это миф. У каждой стороны на суде есть свои права и обязанности, и переступать через эти границы не положено. Да и никто не отменял профессиональную этику.

Телесериалы про следователей – это выдумка.

– Не все. Некоторые довольно реалистично отработаны. Но чаще всего работа сериальных следователей очень упрощена и ускорена, чтобы заинтриговать зрителя. Ну, невозможно по капле крови за 5 секунд всю информацию о человеке получить даже с помощью сверхоборудования. Есть определенные химико-­биологические процессы, которые никак не ускорить, разве что монтажом. Многие всерьез требуют, чтобы мы делали все так, как в сериале, верят киношникам.

Следователи не любят теледетективы.

– Тут все индивидуально. Я не люблю, а некоторые смотрят с удовольствием, интересно же иногда, как твою профессию видят со стороны. Мне больше нравится смотреть приключения.

 

 

Юлия ТОЛПИНСКАЯ.