В наше время трудно отрицать особо важное место школы в формировании личности юного человека. Большую часть времени дети проводят в стенах учреждений образования. И не только постигают там азы наук, но и проявляют свои таланты, оттачивают характер, находят свой путь, по которому хотят следовать в будущем. Все это делает роль учителя в жизни каждого из нас почти что определяющей.
В День учителя мы пообщались с одним из ярких и достойных представителей этой профессии. Татьяна Матыскина - учитель белорусского языка и литературы в средней школе №8. Мы спросили ее: была ли эта деятельность детской мечтой, что она считает главным достижением в своем деле и как без страха начать использовать белорусский язык в общении?
- С самого детства знала, что буду учителем. Не знаю, мечта ли это была - просто знала, - делится Татьяна Васильевна. - Моя бабушка работала в школе №6 учителем начальных классов, и именно она первой познакомила с этой профессией. Помню, как-то она принесла домой испорченный журнал - и я играла в учителя. Когда передо мной стоял выбор, кем стать в будущем, мама просила хорошо подумать: мне прекрасно давались точные науки, и она советовала идти в этом направлении. Но бабушка поддержала, сказала, что все у меня получится, - и вот я здесь. А еще у меня в семье смеются, что выбора у меня и не было, так как родилась в День учителя.
- Но почему же именно белорусский язык, а не математика, к примеру?
- Удивитесь, но любовь к родному языку у меня сложилась не сразу. Очень важной стала для меня роль учителей. Сначала у меня вел Иван Бондарь, который зарядил эту любовь и тягу, а в последние школьные годы – Татьяна Марочкова. И то ли личность учителя, то ли интересные уроки-в итоге выбрала именно эти предметы. Хотя и «точное» получила образование: окончила БГЭУ по специальности «Банковское дело».
- Что для вас главный показатель профессионального успеха: места учеников на олимпиадах, награды?..
- Успех учителя в успешной жизни его учеников, считаю. Отличник это или троечник – главное, чтобы они были достойными людьми и гражданами своей страны, хорошо устроились в жизни. Но, разумеется, достижения детей на учебном поприще радуют. Вот, к примеру, из последнего: моя ученица, Влада Приймак, в прошлом учебном году заняла 1 место на республиканском этапе олимпиады. Много времени мы с ней готовились, занимались. Она, конечно, отдала больше сил: ведь ей нужно было это изучить, проанализировать. Но она - уникальная девочка, трудяга. Нас с ней даже отметили специальным дипломом облисполкома и премией. Так что самая показательная оценка моей профессиональной деятельности – результат работы в классе. Но и если руководство района, области отмечает – тоже ценно. Знаешь, что твои усилия видят, что все не зря.
- Важно ли знать и любить свой родной язык и литературу? Есть ли у вас любимое произведение?
- Без сомнения, это важно и необходимо. Расскажу такую историю: когда я еще работала в лицее №4 Кричева, был у меня ученик – по национальности азербайджанец. И когда он пришел учиться к нам и начал говорить на чистом белорусском языке, нашим ученикам стало стыдно, что он так свободно ей владеет – в отличии от них самих. Я спросила у него, как же так вышло. И он ответил, что приехал в эту страну и должен жить по ее законам и правилам, а значит – знать государственный язык. И я считаю, что стыдно жить в Беларуси и не знать своего языка, в котором наша история, наша нация. Конечно, не все на ней говорят, но знать, по-моему, – надо. А что касается любимого произведения белорусской литературы - все у Короткевича. Но особенно "Ладдзя роспачы", ведь там и любовь к Родине, оптимизм, вера в жизнь и счастливое будущее.
- К сожалению, не так много белорусов используют родной язык в повседневности. А что бы вы посоветовали человеку, который решил начать говорить по-белорусски?
- Самое главное - нужно просто начать разговаривать. С ошибками, с «трасянкой», но говорить. Не бояться. Конечно, пополнить словарный запас поможет чтение литературы. Но в первую очередь - преодолеть этот внутренний барьер стеснения. И тогда будет прогресс, результат.
Дарья Андреева.