Машинист дизель-­поезда локомотивного депо Кричев Валерий Василенко уже около 35 лет – в своей «стихии». Мы пообщались с Валерием Васильевичем и узнали, что больше всего вдохновляет его в работе, как выходить из критических ситуаций на путях и какой была его первая профессиональная награда.

Начало исполнения мечты

«В профессию пришел, так сказать, по гудку. С детства мечта была. Нравились поезда, сигналы… Тогда еще паровозы ходили, свисток у них громкий!.. После армии приехал из родной Черниговщины (Украина) учиться в Гомельское училище. Окончил, отправили в 1986 году в Кричев на практику, затем год в Калинковичах отработал, но вернулся – ради девушки, которую повстречал еще во время практики. Теперь это моя жена. Она, кстати, тоже железнодорожница: телеграфистка дистанции сигнализации и связи. Вторая узнает, если что-то случилось на путях, передает это дальше, чтобы мы, машинисты, ориентировались. Так что работы наши тесно связаны, – объясняет Валерий Василенко.

– Итак, вернулся в Кричев, 9 лет отработал помощником машиниста, потом отучился на тепловозы: два года на грузовых машинистом откатал, потом на дизель пересел – и вот с тех пор не один десяток лет их вожу. Конечно, у меня были хорошие наставники. Инструктор Василий Моргунов «обкатал» меня на грузовых поездах, затем другой – Владимир Еропуткин – рассмотрел, что могу и пассажирские водить, направил обучаться. Николай Чухлей «обкатывал» уже на дизелях».

– Помните ли вы свой первый маршрут в качестве машиниста? И не страшно ли было начинать возить людей?

– Конечно, помню. Это было в грузовом движении, Кричев – Могилев. Мне дали помощника постарше, опытного, так что все прошло хорошо. Когда пересел на дизель, в первый маршрут уже было не страшно – навыки уже натренировал. И не боялся – наоборот, гордость была, что людей везу. Не скажу, где сложнее: на грузовом состав большой, а на дизеле – за людей ответственность, везде своя специфика.

 

Стихии, зоопарк и другие рабочие моменты

 

– Как проходит рабочий день машиниста?

– Приходим на работу – сразу медкомиссия: давление, алкотестер… Дальше – дежурный проводит инструктаж: что случилось за это время на дороге, на что обратить внимание. И потом идем с помощником принимать дизель-поезд. Надо пройти ходовую часть посмотреть, экипажную, двигатель: чтобы не было ни поломок, ни течи. И – поехали!

Конечно, управлять поездом сложнее, чем автомобилем. Хотя я сам не «рулю», но должен следить за многими параметрами, контролировать их дистанционно. Чтобы не было перегрева воды, было в порядке давление, топливо, масло, иначе двигатель может выйти из строя. Воздух нужно контролировать, ведь воздух – это и тормоза, и открытие дверей. Отвлекаться нельзя, никаких перерывов.

 

Дизель-поезд, которым управляет Валерий Василенко, – ДРБ1

 

– Говорят, от долгой дороги «за рулем» можно и заснуть. Как с этим справляетесь?

– А тут уже вырабатывается профессиональный навык. К тому же есть система защиты в локомотиве: если машинист уснул, она остановит поезд и разбудит. Там такой писк, что точно проснешься! Ну, и у нас здесь между остановками километров 5-10, не такое большое расстояние, чтобы глаза устали.

– Были ли в вашем опыте какие-то критические ситуации. Например, погодные условия, стихия, помехи на путях…

– Конечно, случалось всякое. И снегопады, и деревья… Раз даже вдвоем с помощником ломали макушку упавшего дерева, чтобы проехать. Потому как до ближайшей станции около 20 км, пока путейцы прибудут, долго бы стояли… И вот сравнительно недавно было дело, что поезда задерживались: во время снегопада много деревьев попадало, приходилось ждать. Но такие стихийные случаи бывают не так уж и часто.

Пару лет назад были и другие проблемы: наложения камней на пути, к примеру. Или сигналы пытались перекрывать специалисты доморощенные. Но справлялись: связываешься с диспетчером, узнаешь обстановку, можно ли ехать. Есть отработанные решения в таких случаях.

 

«Поезд у нас на участках обращения движется со скоростью 100 км в час»

 

– А что особенно нравится в работе машинистом? Есть ли своя романтика?

– Конечно, романтика есть. Закаты, рассветы… А иной раз проезжаешь – и как в зоопарке побывал. У нас очень много зверей, которые часто пробегают через пути: кабаны, лоси, косули, зайцы, лисицы… Все перед глазами. Это пассажиры сбоку в окошко, может, только лося заметят. В этом плане интереснее намного в кабине, чем в качестве пассажира.

А еще, что мне особенно нравится, – плавающий график. Вот не понимаю, как можно изо дня в день работать с утра до вечера по стандарту. Вот я, к примеру, завтра еду в 6 утра, потом – в 12… Хотя, конечно, не все готовы к тому, что и в праздники, и в выходные у нас – рабочий день. 9 Мая, 3 Июля, Новый год… Нужно, чтобы семья понимающая была.

– А сами, к слову, какой транспорт предпочитаете?

– Конечно, если предстоит путь на дальнее расстояние, выберу поезд. Уверен, что прибудешь вовремя, в пассажирском и прилечь можно, отдохнуть, чаю выпить. Мы, кстати, с семьей много где бываем, много куда катаемся. В близлежащих районах все достопримечательности объездили – и не один раз. Да и по Беларуси много где бывали – в исторически значимых и просто живописных местах. Раньше особенно часто куда-то выбирались. Сейчас – хочется больше времени для таких путешествий.

 

Опыту – признание

 

– Вы уже профессионал с многолетним опытом. Доводится делиться знаниями с начинающими специалистами?

– Да, молодежь приходит, помогаю обучать. В принципе, со мной половина депо проработала. В том числе и начальник нашего депо Вячеслав Цумаров начинал со мной помощником машиниста, и с заместителем Виктором Максименко работали, и вообще многие из тех, кто стал уже машинистом. Отмечу, что в депо часть людей приходит на время – и уходит, а вот основной костяк формируется годами. Это люди, которым действительно нравится их дело.

– Валерий Васильевич, ваш опыт и профессионализм уже не раз был отмечен. Вижу, у вас много грамот и благодарностей различных «рангов». Какая из них была первой и какая – самая важная?

– Самой первой была награда «Лучший по профессии» в депо. И потом пошло дальше, выше… Были и награды Могилевского отделения БЖД, и райисполкома (мое фото даже висело на Доске почета), и облисполкома, и от начальника Белорусской железной дороги. Есть еще два нагрудных знака отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III и II степеней. А самая высокая, конечно, последняя, – Почетная грамота Министерства транспорта и коммуникаций.

Разумеется, приятно. Большая гордость, когда твой труд отмечают на таком уровне. Значит, все делаю правильно и нахожусь на своем месте!

 

Дарья Боровикова.