Кто-то из известных людей написал: «Судьба – это последовательность событий в жизни человека, которую, как ни странно, он формирует сам». С этим трудно не согласиться, узнав историю жизни летчика Виктора Дашкина, который спас Кричев от разрушения, а многих кричевлян – от смерти.

Песня героям

Есть песни, которые пробирают нас до дрожи. К таким произведениям относится стихотворение «Огромное небо», которое было посвящено трагедии, случившейся 6 апреля 1966 года в ГДР. В тот день ценой собственной жизни два советских летчика спасли от смерти многих жителей Берлина, направив неисправный самолет в сторону от города.

Об этом подвиге узнали сотни тысяч, если не миллионы советских людей. Но за два года до этого случая произошла еще одна катастрофа, которая осталась в тени для широкого круга людей, но хорошо известна кричевлянам, так как произошла на их глазах.

Аэродром у Барсуков

С конца пятидесятых годов прошлого столетия неподалеку от Кричева у деревни Барсуки Климовичского района был оборудован военный аэродром с почтовым адресом «Кричев-6». Вблизи проходила старая московская дорога. По одну сторону от шоссе располагался военный городок с Домом офицеров и жилыми домами. По другую – в нескольких километрах от трассы – аэродром. До 1980 года здесь базировались истребители Су-9, потом летчики переучились на более современные МиГ-25.

Кричевляне старшего поколения помнят, как летали вокруг города самолеты. Они слышали хлопки, раздававшиеся после преодоления самолетами звукового барьера.  Хорошо были видны горожанам и лучи прожекторов в ночном небе.

Именно на этом аэродроме проходил службу капитан Виктор Дашкин, который навсегда вошел в историю нашего города.

Родом из Ревды

Родился летчик в 1932 году в городе Ревда Свердловской области в простой семье. В детстве вместе с родителями Виктору довелось пожить в разных городах. В том числе и Сталинграде, откуда Дашкины эвакуировались в начале войны назад в Ревду.

После завершения войны он закончил Уральский политехникум, но поработать по профессии не удалось: после вызова в военкомат он согласился на предложение военкома стать летчиком. По высшему пилотажу и воздушному бою Дашкин был среди лучших курсантов училища. Служил в Орле сначала в 3-м гвардейском, а затем в 472-м истребительных авиаполках.

В 1962 году Виктор Дашкин получил звание капитана, а затем состоялся приказ о переводе его к новому месту службы в Барсуки, где базировался 28-й полк. Там летчику 1-го класса Дашкину предстояло освоить Су-9. А это была новейшая по тем временам техника, но она требовала к себе пристального внимания – чрезвычайных ситуаций с этими перехватчиками хватало. В большинстве они происходили из-за несовершенства двигателей, и такие случаи пилоты разбирали по деталям.

Погиб на глазах у сотен людей

4 июня 1964 года был обычный рабочий день на военном аэродроме. Старшему летчику капитану Дашкину предстоял очередной учебный полет. Провожая его в воздух, однополчане и предположить не могли, что видят в последний раз. О чем он думал в этот день, сейчас нам никто не скажет. Возможно, о том, что управляемый им самолет не подведет.

Дашкин занял место в кабине истребителя. Из-за северного ветра ему пришлось взлетать в сторону Кричева. Часы начали отсчитывать время полета. Но у едва набравшей высоту машины отказал двигатель.

Вот что об этом писал в газете СБ «Беларусь Сегодня» Николай Качук: «Не теряя ни секунды, Дашкин начал отворачивать стремительно проваливающийся вниз, теряющий высоту истребитель. Впереди ясно видимый ориентир – высоченная дымящаяся труба. На принятие решения – доли секунды. Заложив крутой вираж, он на высоте метров пятидесяти пронесся над постройками цементного завода – люди спасены! Прыгать? Катапультное кресло КС-2 спасало с высоты не ниже 150 метров... Поздно. И куда упадет роковая «треуголка»? Впереди по курсу – дома! Капитан Дашкин твердой рукой направляет свой самолет-ракету, а это девять тонн металла и три тысячи литров керосина, в заполненный водой карьер. Не причинивший никому вреда гулкий взрыв болью отозвался в сердцах сотен жителей Кричева, ставших очевидцами подвига летчика».

Свидетели катастрофы

В Кричеве осталось немало свидетелей той ужасной катастрофы. Они до сих пор помнят детали происшествия.

– Я с мамой пришел в овощной магазин, который находился около стадиона на поселке цементников, – вспоминает кричевлянин Сергей Дыников. – Мать спустилась вниз, а я остался стоять около входа. И вдруг раздался страшный рев, от которого, казалось, затряслись стены зданий. Все, кто были на улице, посмотрели вверх – над поселком очень низко и медленно летел самолет в направлении цементного завода. Затем его стало не видно, а через некоторое время раздался взрыв. Отпросившись у мамы, побежал в сторону взрыва. Там уже было полно народа, а на самом карьере работали водолазы.

Помнит об аварии и Василий Клименков, которому сейчас 88 лет. Он тогда работал в Доме быта на поселке цементников наладчиком швейных машин.

– Время было обеденное, и я направлялся в столовую завода резиновых изделий, чтобы перекусить, – сообщил Василий Васильевич. – И вдруг слышу сильный шум. Смотрю – с северо-западной стороны летит самолет.  Низко пролетев между труб цементного завода, он исчез, а через пару секунд раздался взрыв. Самолет упал в карьер. Место довольно глубокое. Я туда ходил с остальными. К этому времени там уже плавали резиновые лодки, на берегу сновали военные.

Семья летчика

В материале «Забытые герои Ревды» на сайте родного города героя рассказывается, что накануне своей гибели, 3 мая 1964 года, Виктор в последний раз приезжал в Ревду к маме, Галине Абрамовне, вместе с семьей – женой Надеждой и дочками: 4-летней Катей и 2-летней Верой. Через месяц его не стало. Вдова летчика, Надежда Сергеевна, после гибели мужа в Ревду больше не приезжала, потому что было тяжело бередить незаживающую рану. Замуж она так и не вышла. Вот что она писала в письме Галине Абрамовне: «Мамочка, дорогая, мы о тебе всегда помним, писать часто не могу, не могу вспоминать прошлое. Мне же еще девочек поднимать…»

Кричевляне помнят героя

Подвиг Виктора Дашкина удостоен самой высшей награды – благодарной памяти жителей Кричева. На месте гибели летчика работники цементного завода установили 5 октября 1971 года обелиск – стелу с текстом: «4 июня 1964 года капитан Виктор Георгиевич Дашкин осознанно, с невероятными усилиями, удерживая потерявший управление самолет, ценою собственной жизни предотвратил катастрофу, грозящую цементному заводу. Вечная слава герою!»

А 9 мая 2005 года на постаменте с самолетом Су-9 на аллее Славы в нашем городе была торжественно открыта мемориальная доска Виктору Дашкину, а 4 июня 2014 года – памятный знак в форме падающего самолета с портретом героя и текстом: «Памятный знак установлен в честь 50-летия подвига летчика капитана Дашкина Виктора Георгиевича, спасшего ценою собственной жизни город Кричев 4 июня 1964 года. Память в сердцах кричевлян будет жить вечно».

В мае 2014 года на карьере сотрудники МЧС пытались найти обломки самолета Виктора Дашкина. Из-за большой глубины водоема и илистого дна поиск результатов не дал.

В момент гибели Виктору Дашкину было всего 32 года. Он совершил то, что ему велела совесть и обязанность советского летчика. В этом году исполняется 60 лет с момента его подвига, и мы об этом помним.