Кричевщина по праву гордится своей богатой историей, уходящей корнями в глубокое прошлое. Наш край стал свидетелем ратных подвигов, трудовых свершений и духовных озарений многих поколений. Сегодня мы расскажем вам о истории нескольких населенных пунктов, входящих в Краснобудский сельсовет.

На берегах Остра

Исторически сложилось, что восточнославянские племена всегда расселялись по руслам рек. Так делали и радимичи. Их племена проживали в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков (юг Витебской, восток Могилевской и Гомельской областей современной Беларуси и запад Брянской и юго-запад Смоленской области России).

Одним из притоков Сожа является Остер, который течет в нашем районе на границе Беларуси и Российской Федерации. По его левой стороне расположены деревни Дяговичи, Зарубец, Егоровка. У каждого из этих населенных пунктов своя интересная история.

Егоровка и городище

По письменным источникам, эта деревня известна с XIX века под названием Слабодка-Егоровка. В те времена здесь проживало  около ста человек. Интересно то, что некоторая часть сельчан занималась распространенным  в те времена на Кричевщине ремеслом – гончарством. Возможно, что оно передавалось от поколения в поколение егоровчан. Ведь у деревни, в отличие от письменных  источников, намного более древние корни. Недалеко от населенного пункта, на  заболоченном берегу Остра, сохранилось городище раннего железного века и позднего средневековья. Местные жители называли его «Городком». Собой оно представляло площадку овальной формы размером 54x28 м, с западной и восточной сторон защищенной двумя серповидными валами высотой до 2 м и рвом глубиной 1,6-1,8 м. Еще один вал находился возле основания на западной стороне. Раскопки здесь проводил М. Ткачев, который обнаружил, кроме всего прочего, фрагменты лепной и гончарной керамики. Это значит, что прослеживается связь между гончарами XIX века и древних времен.

Белорусские латыши

С детства доводилось слышать, что в этой деревне проживали латыши. Но сведений об этом совсем немного. Например, в книге «Память» Кричевского района сообщается, что в 1897 году латышское поселение Зарубец (оно же Новость) в Хатовижской волости Климовичского уезда насчитывает 17 дворов и 115 жителей. Рядом был фольварк Зарубец (1 двор, 19 жителей, ветряная мельница). И все.

 Нужно заметить, что во второй половине XIX века во многих губерниях  были основаны латышские поселения. Они появились в результате реформ 1860-х годов. После отмены крепостного права многие помещичьи имения лишились дешевой рабочей силы, что существенно уменьшило доходность больших латифундий и даже довело некоторых владельцев до банкротства. Стремясь выйти из сложной ситуации, помещики обратились к сдаче имений в аренду, закладыванию или продаже земель. Через агентов и объявления в латышской печати белорусские помещики обратились к крестьянам из Курземе и Видземе, у которых отсутствовало собственное земельное владение. Им предлагалась земля в аренду или для выкупа – как в имениях и фольварках, так и необработанные лесные участки. Это предложение оказалось весьма привлекательным для латышских крестьян. В результате многие из них решились на переезд в белорусский край, арендуя или выкупая землю для обустройства своих поселений. Видимо, таким путем попали на Кричевщину зарубецкие латыши.

Из Черниговщины – в Зарубец

Зарубецкая земля оказалась притягательной не только для прибалтов. Прошло несколько десятков лет, и перед Первой мировой войной сюда в поисках лучшей жизни перебрались 36 семей из Могилевской и Черниговской губерний.  Чем же было вызвано такое  массовое переселение земледельцев в эти места?  Как рассказывали некоторые старожилы, такое происходило не только в Зарубце, но и в других местах. Крупные землевладельцы распродавали землю, чувствуя грядущие потрясения, которые вскоре произошли не только в России, но и во всем мире: мировая война, Октябрьская революция... В такой ситуации земля становилась неликвидным товаром. Богатые это понимали и продавали пашни по приемлемой цене, а хлебопашцам нужна была земля, чтобы прокормить семьи.

Дяговичский Генрих Шлиман

Дяговичская земля также нравилась нашим предкам. Археологи обнаружили  в округе деревни стоянки каменного века, селища времен Древней Руси, курганы. Исследователь В. Копытин писал: «На развеваемых песках собраны продукты расщепления кремня и двусторонне обработанный плоской ретушью черешковый наконечник стрелы. Здесь же встречаются фрагменты гончарной керамики древнерусского времени».

 Как оказалось, начало исследования этих мест положил местный житель Т. Терех. В 1926 году он обнаружил «у значным ліку каменныя стрэлы, якія будуць прысланы ў Інбелкульт». Благодаря этой находке простой сельчанин помог науке и вошел в историю нашего края, отыскав стоянку каменного века, как когда-то немецкий археолог-самоучка Генрих Шлиман открыл древнюю Трою.

«Жаніцьба коміна» 

В Дяговичах, как и во многих других населенных пунктах района, сохраняются народные традиции и обряды. Один из них называется «Жаніцьба коміна».

Каждый год с приходом осени, после праздника Семена (14 сентября), жители деревни проводили традиционный обряд «Жаніцьба коміна». Вечером женщины собирались в одном из домов, где сооружали особую конструкцию, – «комін». Она состояла из полотна «заткала», украшенного цветами и ветками. «Заткало» символизировало защитный купол от молний. Снизу к «коміну» подвешивался «посвет» – место для размещения лучин.

Главную роль в обряде играет старшая женщина. Она устанавливала в спелой тыкве три церковные свечи, символизирующие Святую Троицу. Все участницы трижды обходили «комін», читая молитву «Отче Наш» и высказывали прошения о хорошем урожае, мягкой зиме и избавлении от морозов. Затем начинается хоровод вокруг «жаніха» (так называют украшенный «комін») с традиционными песнями-приговорками.

Традиция и культура – в народном творчестве

Помимо проведения обрядов, в деревне Дяговичи женщины издавна собирались вместе за прялками и ткацкими станками. Эти посиделки были важным местом не только для совместной работы, но и для сохранения, и передачи народного творчества.

За размеренной работой женщины любили петь традиционные песни, делиться легендами и сказками. Благодаря этому в Дяговичах сохранилось множество уникальных историй и преданий, передающихся из поколения в поколение.

Вечерние посиделки за прялками и ткацкими станками, наполненные народным творчеством, сыграли ключевую роль в сохранении уникальной местной традиции и духовной культуры Дяговичей.