О подвигах кричевлян в годы Великой Отечественной войны написано и рассказано много. Тем не менее, в фактах биографии их можно найти такие запоминающиеся эпизоды, которые ярко отражают силу духа и стойкость характера. Одним из таких героев с уверенностью можно назвать Николая Столярова – Героя Советского Союза.

Детство

Родился Николай Иванович в местечке Кричев в семье рабочего 20 мая 1919 года, когда на просторах бывшей Российской империи шла гражданская война. Вскоре его семья переезжает в Ленинград – колыбель пролетарской революции. Именно здесь начинает закаляться характер, который подарила Кричевская земля будущему герою. Окончив 7 классов, он поступает в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где получил рабочую специальность. Трудовую биографию Николай начал судовым сборщиком в морском порту Ленинград.

Это было время, когда молодежь советской страны в буквальном смысле жила именами героических летчиков – «сталинских соколов»: Чкалова, Каманина, Водопьянова, Молокова… Тысячи юношей и девушек, мечтая о небе, шли учиться в аэроклубы.

Молодость

Полученная Николаем рабочая специальность не только дала возможность помогать семье, но и влила его в революционный петербургский рабочий класс. Именно здесь у простого рабочего парня в глубине души зарождается мечта – летать, касаясь звезд и облаков. Эта мечта привела его в аэроклуб, где крылатая машина пленила его, лишив покоя, а первое «свидание» с небом осталось в памяти навсегда.

Однако перед этим был тяжелый труд.  И только крепкий характер помогал преодолевать все: после восьмичасового рабочего дня в порту идти в клуб и учиться, учиться… Но он «болел» небом, с которым уже почти сроднился. Оно само, казалось бы, помогало ему делать виражи, перевороты, «спирали» и «штопоры»…

Армия

Наступил 1938 год, и Николая Столярова призвали в ряды Красной армии. Именно здесь судьба благосклонно подтолкнула его к мечте – он был направлен в Чугуевское военное училище летчиков, где маленький учебный самолет ПО-2 дал путевку в небо десяткам и десяткам будущим сталинским «соколам». Пройдет совсем немного времени, и многих из них Отчизна за борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в тлеющем и раскаленном небе Великой Отечественной войны удостоит высоких боевых наград.

Быстро пробежали годы учебы, и в 1940 году, успешно сдав все экзамены, новоиспеченный летчик-истребитель был направлен в 35-й Особый авиационный полк в город Батуми, и небо стало его профессией и жизнью.

Война

Свой второй, но уже не учебный, а суровый экзамен младший лейтенант Столяров начнет сдавать в июне 1941 года, когда фашистские полчища будут озверело рваться к Москве, Ленинграду и великой русской реке Волге, у которой стоял героический Сталинград.

Именно здесь, в осажденном, но не сломленном городе, где, казалось бы, горело все: здания и земля, а на улицах от невыносимой жары вспыхивала на людях одежда, где горела даже сама река от разлившейся по ней нефти, вставая на дыбы от оглушительных взрывов, к лейтенанту Столярову придет слава бесстрашного воина и воздушного аса.

Это были тяжелые дни битвы как на земле, так и в воздухе. Вражеская авиация беспрерывно бомбила Сталинград, вызывая огненное торнадо, неугасимый вихрь которого останавливался лишь тогда, когда выгорало все, до чего он смог дотянуться. От запредельной температуры плавился и корежился металл, горели заживо люди. И от этого огненного ада город могли спасти только советские летчики, которые покроют себя неувядаемой славой. В те дни в воздушных боях рождались десятки и сотни героев, среди которых зазвучит и имя Николая Столярова. 

Лето 1942 года

Шел очередной день битвы за Сталинград. Особенно тяжелыми и кровопролитными были бои в районе железнодорожного моста северной части города. Здесь советским асам пришлось столкнуться с превосходящими силами противника. В одном из воздушных боев Николай Столяров и его напарник Быховец вступили в бой с шестнадцатью фашистскими бомбардировщиками «хенкель». И это не был просто бой между шестнадцатью и двумя. Это был бой между фашистской нечестью и советским мастерством, впитавшим в себя несгибаемую волю к победе.

После того, как самолет напарника был подбит, советский летчик Николай Столяров остался один против полутора десятка опытных противников. Не исключено, что немцы решили победить легко и быстро, поэтому спокойно летели к намеченной цели бомбардировки. Однако Столяров, развернув свой истребитель, один бросился на бомбардировщиков. Первой же очередью советский ас сбил фашистскую спесь: очередью из пулемета поджег флагмана немецкой эскадрильи. Николай бил с короткой дистанции, подводя свою «Чайку» почти вплотную к бомбардировщикам.

Вскоре вспыхнет и развалится в воздухе на куски второй немецкий самолет. Строй бомбардировщиков начнет распадаться, они бросятся врассыпную, сбрасывая свои бомбы не на город, а в степь.

А Столяров снова и снова шел в атаку. И вновь те, кто были на земле, увидят в небе падающий в огненном смерче фашистский самолет. Это будет третий бомбардировщик, который сбил советский летчик-истребитель Николай Столяров. Однако силы, конечно же, были несопоставимы. На помощь фашистам пришло еще шесть бомбардировщиков. Они бросились на самолет Николая. Огонь «пулеметного кошмара» из немецких самолетов буквально разрывал небо на части, пытаясь поразить советского аса. Николай, умело маневрируя, уворачиваясь от вражеских очередей, раз за разом уходил от них.

Но силы были неравны. Самолет Николая Столярова был подбит. Однако он и здесь смог победить смерть: выжил, получив лишь ранение.

Вклад в Победу

Вскоре в воздушных боях над Сталинградом летчик-истребитель Столяров еще собьет лично три и четыре в групповом бою немецких самолета. Боевые успехи Николая Столярова не ограничатся только сбитыми фашистскими самолетами. Он, как заместитель командира эскадрильи, будет лично водить в бой советских летчиков, совершая ежедневно по 3-4 боевых вылета. При этом эскадрилья лейтенанта Столярова, проведя 39 воздушных боев, не потеряет ни одного самолета. Все эти успехи стали неоценимым вкладом в будущую Победу весной 1945 года, до которой еще было очень далеко.

Удостоен звания

8 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования, мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Николай Иванович Столяров был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№793).

А война будет продолжаться, и Герой – белорус, уроженец Кричевской земли Николай Столяров не только совершит 314 боевых вылетов, проведет 87 воздушных боев, уничтожит 13 вражеских аэродромов, но и доведет счет сбитых фашистских самолетов до 14.

Любовь к небу

Придет Победный май 1945 года. И в этой уже мирной жизни Герой Советского Союза Николай Столяров понесет и дальше свою любовь к небу. Он не только продолжит службу в Военно-Воздушных силах СССР, но и свяжет свою жизнь узами брака с любовью всей своей жизни – прекрасной девушкой Зоей Пожидаевой – она была необычная: миниатюрная, хрупкая, без униформы трудно было представить, что она умелый летчик-истребитель. Неоднократно ведя воздушные бои, одерживала свои личные победы над хвалеными немецкими пилотами, за что была награждена орденом Красной Звезды.

После войны Николай Иванович вместе с супругой переедет на Урал, в город Троицк, история которого тесно переплетена с авиацией. В 1960 году, в звании гвардии полковника Николай Столяров уйдет в запас, но всю оставшуюся жизнь будет провожать взором взлетающие самолеты…

Память

14 августа 1985 года прервется земной путь Героя Советского Союза Николая Ивановича Столярова, и он, соединившись с вечностью, уйдет в небо, которое всю жизнь любил.

В честь Николая Столярова в городе Троицке на Аллее Героев в Сквере Памяти установлен бюст, а в городе Кричеве – малой родине Героя, в парке Победы на Аллее Славы установлена мемориальная плита. К этим памятным местам потомки несут живые цветы как дань благодарности за мирное, голубое небо, за Победный май.

Михаил Сыч