Для художника мир становится палитрой, а каждый день — возможностью создать что-то новое. Вот в таком постоянном поиске живет кричевлянин Сергей Масихо. Он замечает красоту в обыденных вещах: в игре света и тени, в звуках природы, в движении людей. Каждый момент может превратиться в идею для нового произведения, каждый взгляд на мир — в уникальную интерпретацию. В этом году Сергею Николаевичу исполнилось 70 лет. В честь этой даты в Минске в художественной галерее «БелАрт» состоялась выставка его работ под названием «Река судьбы».
Персональный проект Сергея Масихо, приуроченный к его 70-летию, стал ярким событием в художественной жизни нашего региона. В течение более чем 40 лет мастер посвящает свои картины родным местам, и его палитра – это Присожье Кричевского края, которое стало для него настоящей криницей вдохновения.
Мария Карпенкова, заместитель директора художественной галереи «БелАрт», отмечает:
– Прежде всего, мы были восхищены его зимними работами, которые отличаются невероятной тонкостью по колориту. Эти поиски в светлых тонах и очень тонких оттенках создают волшебное восприятие зимней природы. Мы вдохновились этим колоритом и взяли его за основу для нашего проекта.
Это говорит о том, что «Река судьбы» позволяет зрителям увидеть мир глазами художника, который, благодаря своему таланту, оживляет каждую деталь и каждый момент.
Мы встретились с мастером и задали ему несколько вопросов о его жизни и творчестве.
– Сергей Николаевич, ваша выставка – это подведение итогов или промежуточная станция в вашем творчестве?
– Это скорее промежуточный итог моего творчества, – отвечает художник. – На выставке представлено 37 работ, каждая из которых несет в себе частичку моей души и отражает разные этапы моего художественного пути. Эта выставка – своего рода мост между прошлым и настоящим, позволяющий мне взглянуть на свой путь и переосмыслить его. Среди картин – работы разных лет, в том числе и ранняя – «Тает снег», написанная в 1980 году. Вдохновение для нее я черпал около Забелышенского погоста, недалеко от плотины. До сих пор помню, как создавал эту картину: снег медленно таял, и я слушал, как он проседает, как течет под снегом вода. Этот звук был словно мелодия, которая наполняла воздух. В то время я использовал сдержанную палитру, ведь хотел передать атмосферу тихого расставания зимы с весной. Ну, а вообще, на выставке у меня представлены все четыре времени года: зима, весна, осень и, как ни странно, гораздо меньше – лето.
– Сергей Николаевич, вы много лет в творчестве, у вас уже состоялись десятки выставок. А вы помните свою первую персональную экспозицию?
– Она произошла еще в школьные годы. Хочу сказать, что мне повезло с учителями, которые поддерживали мое стремление к рисованию с самых ранних лет. В начальных классах моей наставницей была Антонина Тимофеевна Бедуленко. Она увидела во мне потенциал и вдохновляла на творчество. Затем эту эстафету перехватил Михаил Иванович Иванов, который вел кружок при СШ №1. Мы с Петром Стебиховым часто писали акварельными красками, и это было время, когда я по-настоящему влюбился в искусство. В восьмом классе у нас состоялась выставка, на которой были представлены наши работы. Это было невероятно приятно – видеть свои картины, которые украшали стены родной школы, ощущать поддержку одноклассников и учителей. Позже встретил Анатолия Григорьевича Геращенко, у которого занимался в Доме пионеров. Все эти люди оказали огромное влияние на меня и помогли определиться с выбором в жизни. Они открыли мне двери в мир искусства и поддержали на этом пути. Хотя в детстве и юности также увлекался и спортом: прекрасно катался на лыжах, коньках, играл в хоккей. Но, в конечном итоге, именно искусство стало моим призванием. Уже после армии занимался у Анатолия Геращенко в изостудии, а затем, в 1977 году, он пригласил меня преподавать в художественную школу, в которой в итоге я отработал 41 год. Учил детей рисунку, живописи, скульптуре… Учился сам – закончил педагогический университет им. Максима Танка по специальности «педагог-художник». В настоящий момент состою в двух творческих организациях – в «Белорусском союзе художников» и «Белорусском союзе мастеров народного творчества.
– В одном из ваших интервью вы сказали, что любите работать только с натуры. Почему?
– Да, в независимости от поры года пишу с натуры в жанре пейзажа. Считаю, что только так, находясь наедине с природой, можно открыть для себя что-то новое, становиться совершеннее, и не только в творчестве. Да, в мастерской можно пофилософствовать, но если хочешь показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного, нужно работать с натуры.
– Сергей Николаевич, в ваших работах много тишины. Об этом даже говорят их названия «Зимний сон», «Цветущий сад», «Тишина на Соже»…
– Тишина – это действительно важный элемент в моих работах. Она символизирует не только спокойствие, но и внутренний мир, который мы часто не замечаем в повседневной суете. Названия, такие как «Зимний сон» или «Тишина на Соже», отражают моменты, когда природа замедляется, и мы можем остановиться, чтобы поразмышлять. Я стремлюсь передать зрителю ощущение покоя и умиротворения. В тишине мы можем услышать себя, свои чувства и мысли. Это пространство для размышлений, которое, надеюсь, каждый найдет в моих картинах.