Кричев: город гончаров и народных традиций

46

Беларусь — страна, богатая народными талантами и уникальными ремесленными традициями, уходящими корнями в глубокую древность. До XVI века основными ремёслами, развивавшимися в нашей стране, были плотничество, ткачество, бондарное ремесло, а также мукомольный промысел и соломоплетение. Гончарное дело также играло важную роль в повседневной жизни белорусов, дающее им не только утилитарные предметы, но и элементы искусства.

Кричев – город гончаров

С XVI века ремесленное производство в Беларуси переживает новый этап развития, отмеченный углублением специализации. Ученые выделяют более двухсот ремесленных профессий, каждая из которых имеет свои уникальные особенности. Специализация касалась не только отдельных мастеров, но и целых городов. Например, Кричев прославился своим гончарным ремеслом, которое ценилось за качество и художественное оформление. В самом сердце Кричева находится район с говорящим названием – Гончаровка. Это место, пропитанное духом традиций и мастерства, некогда привлекало жителей и гостей города уникальными глиняными изделиями. Мастера, обладавшие удивительным талантом, создавали не только утилитарную посуду, но и игрушки-свистульки, пользовавшиеся большим спросом на местном рынке.

Среди множества игрушек особое место занимала птица с головой лошади – символ успеха и защиты. Эти поднепровские свистульки не только радовали детей, но и считались оберегами, приносящими счастье в дом. Люди верили, что они способны отгонять злых духов и наполнять жизнь радостью.

История поднепровской игрушки-свистульки

Поднепровская глиняная игрушка-свистулька – это глиняное изделие ручной работы, предназначенное для свиста, различных звуков и воспроизведения мелодий. Они могут имитировать пение птиц, звуки животных и зверей. В древности ареалом распространения поднепровской глиняной игрушки была территория Верхнего Поднепровья, где проживали племена милоградской, юхновской и днепро-двинской археологических культур. Примерные границы их расселения: на севере – Осташков (Тверская область), на востоке – Вязьма (Смоленская область), на юге – Чернобыль (Черниговская область), на западе – Крупки (Минская область).

В X–XII веках большинство жителей этой территории были радимичи и смоленские кривичи. Игрушки Могилёвского Поднепровья до 1917 года представляли региональные и местные центры гончарного ремесла, где они изготавливались. Это такие игрушки, как бабиновичская, дубровенская, зиманинская и другие, которые производились в небольших городах и деревнях.

Истоки свистулек идут от глиняных фигурок, которые несли сакральные функции. Поднепровская игрушка-свистулька отличается от игрушечных регионов своей архаичностью и особенностью, традиционными формами, неповторимостью образов, трактовкой знаков и технологией изготовления. Игрушка безупречная, небольшого размера, без острых выступов, мелочей, обобщенная и удобная в руке. От неё так и веет древностью.

Только поднепровская глиняная игрушка обладает такими образами и формами, которых нет ни в одной другой региональной игрушке мира. Она сразу бросается в глаза и выделяется своей образностью, условностью, пластическим лаконизмом и особыми технологиями изготовления. С далеких архаических времен именно потомственные мастера восточного Могилевского Верхнего Поднепровья, перенимая приемы лепки и характер трактовки образов, донесли в глиняных игрушках, почти до начала 80-х годов ХХ века, стиль, символы, узоры, звуки, дыхание старины.

«Кричевский конек»

С течением времени мир изменился, а вместе с ним и вкусы людей. Современные игрушки пришли на смену традиционным, и искусство глиняного производства, казалось, стало забываться. Однако, как это часто бывает, интерес к наследию не угас. Нашлись настоящие энтузиасты, которые решили посвятить свое свободное время восстановлению и популяризации этого древнего ремесла. Свои рукотворные произведения представляют современные мастера на различных ярмарках и фестивалях народного творчества.

Фестиваль «Кричевский конек» не стал исключением, его идейным вдохновителем стал народный мастер Беларуси Вячеслав Яковенко. Здесь собираются мастера из Беларуси и России. Фестиваль «Кричевский конек» проводится с целью развития народной культуры, раскрытия различных жанров народного творчества и возможностей его выявления. Немаловажно, что с каждым годом участников становится все больше и среди взрослых все чаще совсем юные участники проявляют заинтересованность к народному творчеству и декоративно-прикладному искусству.

«Свистулька»

В этом помогает детская образцовая студия декоративно-прикладного искусства «Свистулька», которая действует при районном Центре культуры. Она начала свою деятельность в 1994 году и с тех пор стала кузницей талантов и хранительницей народных традиций. В 1999 году студии было присвоено звание «Народная», что подтвердило ее значимость и вклад в сохранение культурного наследия региона. Руководит студией Вячеслав Яковенко – член Республиканского общественного объединения «Белорусский союз мастеров народного творчества». Основное направление работы «Свистульки» – овладение технологиями изготовления керамических изделий, в частности, глиняных игрушек-свистулек. Студия стала инициатором возрождения традиционного народного ремесла, которое на протяжении веков было связано с гончарством на Кричевщине. Важное внимание уделяется также возрождению поднепровской игрушки-свистулки и изучению местного фольклора, особенно гончарных традиций.

Дети, занимающиеся в студии, с огромным увлечением работают с глиной. Участники создают не только свистульки, но и музыкальные инструменты, такие как дудочки, окарины и водяные свистки «Соловейка», а также колокольчики, погремушки, светильники и сувениры, в которых отражается их творческая фантазия. Программа «Глиняная игрушка», разработанная руководителем, включает множество увлекательных занятий. Одним из самых любимых является игра «Угадай игрушку по звуку», а также народные игры «Кувшинка», «Горелик», «Гусыни» и «Прятки». Эти занятия не только развивают творческие навыки детей, но и помогают им лучше понять и почувствовать богатство своей культурной идентичности.

Таким образом, студия «Свистулька» продолжает не только сохранять, но и развивать народные традиции, передавая их следующим поколениям, и остается ярким примером того, как искусство может объединять и вдохновлять. Также мастерству глиняной игрушки обучают в ДШИ.

Нематериальное культурное наследие

К нематериальному культурному наследию нашего народа относится язык, обычаи, традиции, знания и технологии, которые переданы нам предыдущими поколениями из рук в руки, из уст в уста и, как говорят, от сердца к сердцу. Они могут исчезнуть навсегда, если мы их не сохраним, чтобы передать своим детям и внукам. Они ценны тем, что формируют у общества чувство самобытности и преемственности. Постановлением Министерства культуры от 11 января 2023 года был придан статус историко-культурной ценности элементу «Традиционные образы и технология изготовления глиняных народных игрушек-свистулек Могилевского Поднепровья в Могилеве и Кричеве» и включении его в Государственный список ценностей Беларуси.

Особенности Кричевской игрушки

Игрушку-свистульку делают во многих краях, где есть глина. При всем разнообразии техник и видов у свистулек разных народов немало общего. Поэтому игрушка может служить элементом, объединяющим людей. Это очень хорошее изделие, от которого тянет теплотой.

Однако в ней есть свои отличия. Как отметил археолог Андрей Метельский, только на Кричевщине производилась игрушка-свистулька «Кричевский конь». Это архаичное изделие, состоящее из головы лошади и туловища утки (ее еще называют «утка-лошадь»), и она является брендом Кричева и символом регионального фестиваля «Кричевский конек».

Глина

Многое из того, что нам известно о нашей истории, пришло к нам только благодаря глине. Керамические изделия – самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниет и не горит, не окисляется, подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде. С древних времен люди знали о ценности глины и использовали в самых разных сферах жизни. Она активно использовалась людьми в строительстве дома, при изготовлении посуды, плитки, черепицы, детских игрушек, культовых предметов, украшений. Ее применяют в косметической и бумажной промышленности. Именно благодаря нетленной керамике до нас дошли многие бесценные произведения искусства и письменности. Глина была первым материалом, использовавшимся для записей: до наших дней сохранились небольшие глиняные дощечки с записями IV-III тыс. до н. э. Высокого развития искусство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции и Китае. Многие музеи мира украшают изделия древних мастеров. Старые мастера умели лепить посуду гигантских размеров, достигавших до 2-х метров высоты, такие, как посуда пифос.

Частичка родной земли

–  Глина – как живое существо, и что из него получится зависит от мастера, который взял ее в руки, — заметил народный мастер Вячеслав Яковенко. — Согласно Библии Бог вылепил из глины Адама. А сейчас ученые утверждают, что в составе глины есть все макро- и микроэлементы, присутствующие в нашем организме. Видимо, поэтому людей всегда тянет к глине, особенно детей. А еще глина – это земля. Это символ нашей страны. Нашей родной Беларуси. И люди знают об этом. На фестивале в Тамбове пришла одна старушка, которая в годы войны эвакуировалась вместе с матерью в Россию, так и осталась там жить. И вот она, услышав по радио, что на праздник приехали мастера из Беларуси пришла на фестиваль, чтобы встретиться с ними и подержать в руках свистульку, частичку родной земли – Беларуси.

 

 

Партнерский материал