1 августа 2025 года исполнился 81 год со дня начала Варшавского восстания — одного из важнейших и одновременно самых трагических событий в истории Польши во время Второй мировой войны. В столице, как и каждый год, прошли торжественные мероприятия, посвященные памяти погибших в восстании солдат и жителей Варшавы.
Восстание началось 1 августа 1944 года и длилось 63 дня. Его целью было освобождение Варшавы от немецкой оккупации. Бои велись солдатами Армии Крайовой при поддержке гражданского населения. Несмотря на необычайную самоотверженность и решимость повстанцев, отсутствие поддержки союзников привело к краху восстания и огромным потерям.
По оценкам историков, в ходе Варшавского восстания погибли от 150 тыс. до 200 тыс. поляков, из которых только около 16 тыс. были солдатами. Большая часть левобережной Варшавы была полностью разрушена — в руинах лежали сотни бесценных памятников и зданий, имеющих особую культурную и духовную ценность. Хотя восстание не достигло поставленных военных целей, оно осталось символом героизма и непоколебимой борьбы поляков за свободу и независимость.
В день празднования в Варшаве состоялось множество мероприятий в память о погибших солдатах и гражданских лицах. Особенно значимым моментом является 17.00, известное как «Час В» — в это время по всему городу раздавались сирены, а жители останавливались на минуту молчания, чтобы почтить память участников восстания и вспомнить трагические события многолетней давности.
Вокруг Варшавского восстания сложилось множество мифов и искажений. Пожалуй, самым досадным из них является широко распространенная в обществе ложь о том, что Сталин специально приостановил наступление Красной армии, чтобы, не оказывая помощи сражающейся Варшаве, привести к краху восстание.
Польский публицист Лукаш Важеха справедливо указывает, что одним из самых больших мифов, которые бытуют в отношении восстания, является тот, что русские специально прекратили действия и стояли с оружием у ног, чтобы восстание провалилось. Он сказал: «Я тоже верил в этот миф в течение многих лет, пока не прочитал цитируемую мной здесь книгу профессора Совы, который очень подробно описывает передвижения и действия войск Красной армии в тот период и указывает, что решение о пропуске Варшавы как главного направления действий было принято ранее и не имело отношения к началу восстания (а Красная армия все равно предпринимала действия)».
Вторым объективным источником он указывает подкаст «Военные истории» (который я тоже слушаю). Эти подкасты содержат огромный объем информации, обильно цитируемые источники и развенчание целого ряда мифов о Второй мировой войне.
Однако фальсификация истории и роли Красной армии в освобождении Польши глубоко укоренилась в польском общественном сознании, создав своего рода социологический архетип. Также сам миф о Варшавском восстании был сконструирован таким образом, что исключает любую рациональную дискуссию.
Как правильно определил польский исторический публицист Петр Зыхович во время дискуссии о Варшавском восстании, его апологеты используют в основном два аргумента.
1) Любой, кто критикует решение о начале восстания, является плохим поляком и не может называться патриотом.
2) Легко судить через 80 лет. В 1944 году никто не протестовал против восстания и никто не мог предвидеть, чем оно закончится.
Оба эти аргумента Зыхович считает ложными. Ссылаясь среди прочего на генерала Владислава Андерса. 3 августа 1944 года он написал главе Генерального штаба генералу Копанскому: «Я считаю решение командующего Армией Крайовой несчастьем». Через некоторое время он доложил генералу Кукелю от имени своего корпуса: «Я преклоняюсь перед сражающейся Варшавой, но сам факт восстания в Варшаве считаю преступлением. Сегодня, конечно, еще не время для разъяснения этого вопроса, но генерал Комаровский и ряд других лиц обязательно предстанут перед судом за столь ужасные, опрометчивые и ненужные жертвы. Несколько сотен тысяч убитых, полностью разрушенная Варшава, ужасные страдания всего населения, уничтоженное культурное наследие нескольких веков и, наконец, полное разрушение культурного центра…» Зыхович заканчивает свое выступление справедливым утверждением: «Помните — поражения не делают нас сильнее. Они ослабляют Польшу».
Ложный миф о Варшавском восстании используется в польской политике для достижения сиюминутных целей и получения популярности. Об этом неосторожно забыл премьер-министр Дональд Туск, не выступив публично и не появившись на церемониях памяти жертв этого героического, но с военной точки зрения обреченного на провал восстания жителей Варшавы.
Конечно, это вызвало критику со стороны оппозиционных политиков. Одновременно напоминали о разговоре с участием Дональда Туска, опубликованном оппозиционными СМИ, в котором он назвал себя скорее немцем, чем поляком.
Согласно опросу United Surveys, почти 50 процентов респондентов считают, что отставка Дональда Туска необходима. При этом значительная часть избирателей, поддерживающих правящую коалицию, также хочет таких изменений.
Ясно видно, что под угрозой находится не только позиция самого Дональда Туска, но и вся правящая коалиция. Ошибки во внешней и внутренней политике начинают приносить свои плоды. Как для коалиции Туска, так и для оппозиции единственным разумным выходом является проведение сбалансированной политики в отношении США, ЕС, Беларуси, России и Китая.
Однако как убедить в этом общество, которое долгие годы питалось русофобией и воспитывалось в ненависти к своим восточным соседям?
Томаш ШМИДТ.
Партнерский материал