Зрители концерта-реквиема «Каждый третий» увидели «ожившие» картины белорусских художников

182
Зрители концерта-реквиема "Каждый третий" увидели "ожившие" картины белорусских художников
Фото БЕЛТА

Шагает солдат-победитель в теплые объятия матери, которая каждый день молилась, чтобы он выжил и вернулся домой. Он бился за Родину до последнего, а вдохновленный художник увековечил этот момент на холсте. Радость победы и ужас трагедии запечатлены на полотнах многих творцов. Невозможно оставаться равнодушным глядя на лица людей, основным смыслом существования которых в годы Великой Отечественной войны стало выживание. Новую интерпретацию таким картинам дали студенты Академии искусств, которые анимировали эти произведения.

И вот мы видим, как холст оживает, слышны смех и возгласы радости от долгожданной Победы. Проект по «оживлению» с помощью дополненной реальности картин «За дзень наступны ўсяе зямлі» подготовлен редакционно-издательским учреждением «Культура и искусство» совместно с Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны и студентами Белорусской государственной академии искусств. Его целью стало сохранение исторической памяти, уважения к прошлому ради будущего, воспитание патриотизма у современного поколения, а также развитие потенциала молодых художников на лучших примерах белорусской художественной школы.

Зрители концерта-реквиема "Каждый третий" увидели "ожившие" картины белорусских художников
Фото БЕЛТА

«В 2024 году мы запустили в нашем журнале «Искусство» серию картин о Великой Отечественной войне, причем в приоритете у нас были художники — белорусы, участники ВОВ. Это уникальный проект, такого ни в одном журнале еще не было. Изначально он был только на печатных на страницах, но затем было принято решение о создании выставки. Так, зрители концерта-реквиема смогли увидеть 12 картин, отображающих военные события глазами художников-фронтовиков и, с помощью дополнительной реальности, — интерпретацию юных студентов БГАИ, — отметила директор редакционно-издательского учреждения «Культура и искусство» Наталья Кузнецова. — Хотелось, чтобы как можно больше людей увидели эту связь искусства с Великой Отечественной войной и современностью».

Увидеть ожившую картину может любой желающий при наличии смартфона, установки дополнительных приложений не требуется. Достаточно навести телефона на QR-код — и вот уже изображение движется. «Слезы на глазах, когда я смотрю на этого солдата Победы и вижу, что он начинает двигаться», — добавила директор.

Наталья Кузнецова поделилась, что в этом году проект продолжается уже в сотрудничестве с Национальным художественным музеем. Ее больше всего впечатлила картина «Витебские ворота» известного белорусского художника Михаила Савицкого, одной из главных тем творчества которого стала Великая Отечественная война. Художник обратился к реальному историческому сюжету, когда в феврале 1942 года советским солдатам удалось прорвать фронт под Витебском. «Этот 40-километровый коридор просуществовал семь месяцев, и через него было спасено, выведено из оккупации более 200 тыс. белорусов. Именно этот момент и отображен на картине. Когда она оживает мы смотрим на лица мирных людей, у которых война отобрала привычную жизнь — все, что у них было. От этого слезы на глаза наворачиваются. Смотришь на эти картины и понимаешь, как ценно наше мирное сегодня. Мы должны помнить и пропагандировать эту память», — уверена она.

Ожившие картины собирают вокруг себя много посетителей. Особенно интересным такой формат показался молодому поколению. Они мгновенно схватывают, проникаются этим. В полном восторге от анимированных художественных работ студентка первого курса БГТУ Виктория Леоненко. «В университете нам постоянно предлагают посетить такие мероприятия, и я всегда соглашаюсь. Меня трогает тема войны, я всегда плачу, очень сильно сопереживаю. Смотрю — и вот двигается плащ, руки. Вроде бы ничего существенного, а в душе уже щемит. Мне как представителю молодежи отрадно видеть, что моим сверстникам это интересно», — поделилась девушка.

Зрители концерта-реквиема "Каждый третий" увидели "ожившие" картины белорусских художников
Фото БЕЛТА

Профессор кафедры теории и практики коммуникативного дизайна Белорусской государственной академии искусств Кристина Стрикелева отметила, что студенты при подготовке проекта понимали всю ответственность, возлагаемую на них. Каждый с уважением отнеся к тем картинам, которые они оживляли. «Это же не только историческая тема, связанная с событиями Великой Отечественной войны, но еще и искусство. Так, они получили возможность проникнуть в историческую глубину и художественный замысел автора. Разобраться, как построена работа, ее композиция, потом попытаться это все переосмыслить, переработать. Несмотря на то, что данная анимация — это короткое произведение, но оно требует к себе не меньше внимания: поиск ведущего движения, анимационного хода», — рассказала профессор.

«Для нас это был интересный опыт. Сейчас появляется много анимаций картин с помощью искусственного интеллекта, но это больше механический вопрос. Происходит искажение стиля художника. Наши же студенты деликатно подошли к выполнению задачи, ведь человек, в отличии от машины, понимает ее суть на более глубоком уровне», — подчеркнула Кристина Стрикелева.

Она отметила, что сегодня есть возможность прививать молодому поколению патриотизм не прямыми, линейным способами, которые больше отталкивают, а использовать различные творческие методы. К последним можно смело отнести «оживление» картин. Такие формы мягкого воздействия, которые предполагают подключение интеллекта, авторского проникновения в тему, оказываются более эффективными. Они затрагивают внутренние струны человека, эмпатию.

Минчанка-пенсионерка Светлана Кажарская надолго задержалась у картин, выказывая свой восторг от современной интерпретации далеких военных событий. «Эмоции хорошие, яркие. Этот проект впечатляет не только меня, человека старшего поколения, но и молодежь. Мне кажется, их особенно зацепит эффект оживания. Это такая вещь, которая берет за сердце, душу, пробуждает разные эмоции — от радости до слез. Это не сказки, а реальные истории, которые мне рассказывала мама, а я уже своим детям и внукам. Среди родственников были и солдаты, и партизаны. Бабушку с детьми должны были вообще расстрелять, но пожалели — самому младшему было два месяца. Забыть это невозможно», — со слезами рассказывает женщина.

Зрители концерта-реквиема "Каждый третий" увидели "ожившие" картины белорусских художников
Фото БЕЛТА
Деревню Рогалино, о которой рассказала Светлана Кажарская, сожгли в сентябре 1943 года. «Бабушкин дом уничтожили. Дедушка с двумя сыновьями, моими дядями, были партизанами — их там зверски убили», — добавила она.

 

Еще одна минская пенсионерка Валентина Шатилова не смогла пройти мимо и поделилась своими воспоминаниями об родном отце. «Война началась 22 июня, а мой папа ушел на фронт уже 23-го. И воевал до последнего дня, закончил войну в Берлине. Сколько помню, он всегда переживал, что мало уделяют внимания этой теме. Сейчас он бы радовался, ведь стали больше говорить о тех, кто прошел войну. И этот формат оживших картин очень интересный и действенный способ погружения молодежи в историю нашей земли», — уверена она.
Партнерский материал