В современных условиях идеолог становится ключевым бойцом информационно-психологического фронта. Такое мнение по итогам Республиканского совещания по актуальным вопросам выполнения положений Директивы Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2025 года №12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» высказал аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин.
«В настоящее время против Беларуси, против России в рамках Союзного государства работает комплексная программа стран НАТО по проведению психологических информационных кампаний. Есть соответствующие центры психологических операций, которые находятся на территории стран Балтии, Польши, Украины. В этой связи мы находимся на фронте информационной борьбы», — сказал он.
Аналитик подчеркнул, что эффективность идеологической работы напрямую зависит от профессионализма руководителей и их умения использовать инструменты воздействия на различные аудитории. «Это и работа СМИ, и прямая работа с аудиториями, с трудовыми коллективами. Руководители, которые задействованы в организации и реализации информационной и идеологической работы, должны четко знать инструменты, понимать, как использовать их в работе с людьми», — добавил Алексей Авдонин.
Особое внимание, как отметил эксперт, уделяется лекторам и информаторам, которые непосредственно выходят к трудовым коллективам. «Они должны чувствовать настроение аудитории, не работать шаблонно, формально. Сегодня на встрече руководство Администрации Президента особо подчеркнуло: никакой формальности быть не должно. Те, кто выступает, должны быть профессионалами, уметь убеждать, доносить информацию и при этом сами быть убежденными. В противном случае работа идеологической вертикали будет носить отрицательный характер и вызывать лишь антагонизм», — пояснил он.
Алексей Авдонин подчеркнул, что встреча фактически стала переформатированием идеологической работы. «Она должна быть нацелена только на результат. А результат здесь один: если есть положительный отклик у трудового коллектива, если он слушает, понимает, осознает. В этом случае — да, лекторы и идеологи работают правильно. Если же аудитория не поняла или настроена отрицательно, это означает негативный результат», — подытожил аналитик.
Работа с молодежью — одно из важнейших направлений идеологической деятельности, считает заместитель председателя Хойникского райисполкома Сергей Кушнер. «Работа с молодежью — очень важное направление. Подрастает молодое поколение, которое еще не участвовало в предыдущих электоральных кампаниях. Это часть населения, с которой тоже надо очень активно работать. Население, которое черпает информацию не только из официальных источников — газет и телевидения. Наша молодежь сегодня в большей степени находится в TikTok, на других площадках. Поэтому очень важно уделить внимание молодому поколению», — подчеркнул он.
По словам зампреда, в районе проводится значительная работа с молодежью: организуются встречи, мероприятия, в ходе которых обсуждаются как традиции Хойникского района и всей Беларуси, так и вопросы исторической памяти. «В этом году было проведено очень много мероприятий, посвященных 80-летию освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Эту работу надо продолжать. И, наверное, не то что останавливаться на ней, а придумывать с каждым годом все больше и больше», — резюмировал Сергей Кушнер.
По мнению заместителя председателя Верхнедвинского райисполкома Натальи Андреевой, эффективная идеологическая работа требует выхода из зоны комфорта и поиска новых форм взаимодействия с населением. «Нам придется искать новые формы и не бояться поставить себя в неудобное положение, услышать неудобные вопросы. Только так можно дойти до каждого человека и донести повестку, правильно и своевременно отреагировать на проблемные вопросы, которые возникают в каждом регионе», — сказала она.
По мнению Натальи Андреевой, ключевым критерием оценки работы идеологов является уровень доверия жителей регионов к власти и государственным СМИ. «Это достаточно высокий показатель, что подтверждают различные социологические опросы. Тем не менее люди обращаются к альтернативным источникам информации. Нам нужно больше уделять внимания критическим вопросам, показывать реальные проблемы регионов, демонстрировать пути их решения», — подчеркнула заместитель председателя.