Говорят, что у войны не женское лицо. Это верно в том смысле, что главная роль женщины – это не разрушать, а созидать. Но, к сожалению, когда мы говорим о Великой Отечественной войне, то женский след мы видим во всем: и на фронтах, и в тылу, и в партизанских отрядах. Причем многие женские имена навсегда вошли в историю как пример патриотизма и мужества. Среди таких Вера Ломако.
К мечте
Вера Федоровна родилась 25 декабря 1913 года. Росла девушкой с сильным характером и после окончания семилетней школы пошла работать в литейный цех «Гомсельмаш». Работая, окончила курсы в аэроклубе и решила стать не просто военным летчиком, а непременно истребителем.
Ей отказывали, а она взяла и написала письмо самому Клименту Ворошилову. И, получив положительный ответ, полетела учиться в Ленинград, в тогдашнюю военно-теоретическую школу летчиков Военно-воздушных Сил Красной армии. Училась старательно и стала лучшей среди курсантов. Затем поступила еще и в Качинскую авиашколу, после учебы в которой, выдержав летные испытания на отлично, стала летчиком-истребителем Красной армии. В 1934 году лейтенант Вера Ломако была направлена для прохождения службы в истребительную авиационную бригаду Белорусского военного округа, где она успешно освоила и самолет-разведчик, и истребитель.
Мастер полета
Правда, поначалу в истребительной бригаде девушку воспринимали иронически, пока не увидели, как она мастерски пилотирует «птицу» и справляется с перегрузками. Веру признали своей и зауважали. Кроме того, она начала изучать истребители авиаконструктора Поликарпова. Помочь освоить их поручили опытному летчику Петру Башмакову, который впоследствии стал ее мужем.
Здесь же, в Беларуси, она познакомилась с известной летчицей Полиной Осипенко, с которой потом подружилась. Когда началась война в Испании, их мужья добровольцами поехали сражаться против войск Франко. Рвались туда и Вера с Полиной, но им было отказано.
Вместо этого они были направлены в Севастопольский авиационно-морской отряд, летавший на гидросамолетах, где к ним присоединилась в качестве штурмана Марина Раскова. Технике пилотирования гидросамолета девушки учились у Валерия Чкалова и Владимира Коккинаки. И 2 июля 1938 года легендарная тройка женщин-летчиц совершила первый в истории авиации дальний беспосадочный перелет на гидросамолете по маршруту Севастополь-Архангельск. Для того времени этот перелет был настоящим подвигом: за 10 часов 33 минуты летчицами было пройдено 2416 км, что и было зафиксировано как мировой рекорд. Вся советская страна восхищалась этим подвигом.
Награда голову не вскружила
Слава и награждение орденом Ленина не вскружили голову Вере Ломако. Она продолжала совершенствовать свое летное мастерство, заслуженно в мужском летном коллективе стала командиром звена, а затем и командиром авиационной эскадрильи. Ее летный и человеческий авторитет в воинском коллективе был по-настоящему высоким и непререкаемым.
Великую Отечественную войну летчик-истребитель Вера Ломако прошла в действующей армии вплоть до Победы. Одной из первых она освоила скоростной истребитель Як–1, командовала эскадрильей, исполняла обязанности штурмана истребительного авиационного полка. Она смело и успешно вела воздушные бои, записав на свой личный боевой счет 7 сбитых немецких самолетов. Однако после ранения по состоянию здоровья ей пришлось покинуть истребительную авиацию, перейдя в летчики-бомбардировщики.
Освобождая родную Беларусь
Вера Федоровна – непосредственный участник наступательной операции Красной армии по освобождению Беларуси. За время операции «Багратион» экипажи ее полка произвели 1314 боевых вылета на разведку и бомбардировку немецких войск, техники и складов. Они громили вражескую технику и автотранспорт на дорогах. Уничтожали воинские эшелоны врага на железнодорожных станциях, оказывали воздушную огневую поддержку войскам 2-го Белорусского фронта в боях при прорыве линии фронта на реке Проня и во время наступления на могилевском и минском направлениях. Особенно летчики полка отличились в боях за овладение городом Гродно и крепостью Осовец. Тогда же 634-му ночному бомбардировочному авиационному полку было присвоено почетное наименование «Гродненский», а майор Вера Ломако в августе 1944 года была награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.
Дорогой сердцу подарок
На заключительном этапе Великой Отечественной войны Вера Федоровна командовала 425-й отдельной авиационной эскадрильей связи 4-й Воздушной армии. Эскадрилья под ее командованием совершила 1679 успешных самолето-вылетов, и 30 апреля 1945 года командир эскадрильи майор Ломако была награждена еще одним орденом Отечественной войны, теперь 2-й степени. Закончила войну наша героиня под Берлином, летая на именном По-2, построенном на средства железнодорожников Кричева.
На борту ее именного самолета красовалась надпись «От железнодорожников Кричевского узла – майору В. Ф. Ломако». Этим фактом она очень дорожила и гордилась. Даже умудрилась отправить из Германии подарки для детей кричевских железнодорожников, которые были им доставлены и вручены в День Победы 9 мая 1945 года!
Связь с Беларусью не теряла
После войны Вера Федоровна жила в Москве, но Кричев посещала неоднократно: обязательно бывала в локомотивном депо, дистанции пути, на железнодорожной станции, встречаясь с работниками железнодорожного узла.
Умерла Вера Ломако 14 октября 1984 года.
Однако, ее, как неординарную личность, как мужественного человека помнят до сих пор. И в Кричеве тоже…