Активно о действиях злоумышленников по выманиванию у доверчивых граждан данных для доступа к их карт-счетам заговорили еще 2-3 года назад. Прошлый год ознаменовался значительным ростом данного вида хищений. И хотя обо всех преступных схемах население своевременно информируется, все равно находятся те, кто до сих пор верит «представителям банка, служб безопасности» и в прочие выдумки. А после того, как обнаруживает обнуленный баланс на своих картах, спешит за помощью к представителям милиции. Как именно кричевляне становятся жертвами преступников, рассказал оперуполномоченный ОУР Кричевского РОВД Дмитрий Дорожкин.

– Много ли кричевлян с начала года уже обратилось в милицию по поводу хищения с карт-счетов денежных средств?

– С начала года и по состоянию на 12 августа в районный отдел Следственного комитета для дальнейшего возбуждения уголовного дела и расследования передано 12 материалов проверки, которую проводили сотрудники уголовного розыска. В большинстве случаев речь идет о добровольной передаче реквизитов банковских карт лицам, которые связывались с потерпевшими посредством телефонных звонков или звонков/сообщений в мессенджерах. Один из фактов связан с утерей банковской карты, которую впоследствии находили другие лица и распоряжались ей по своему усмотрению. Однако несмотря на данные факты в настоящее время прослеживается снижение преступлений данной категории. В среднем 3-4 обращения в месяц по поводу исчезновения денег после таких звонков к нам поступает и сейчас.

Для сравнения: за аналогичный период 2021 года для дальнейшего расследования таких материалов было передано 38.

 – Часто ли удается на стадии проверки установить злоумышленников? 

– Раскрываемость таких дел крайне низкая, и это общемировой показатель. Главным образом это связано с тем, что те, кто звонят, находятся, как правило, за пределами Республики Беларусь. К тому же существуют и специальные программы, позволяющие видоизменять номер телефона. Поэтому главное в этом деле – бдительность самих граждан. Однако имеются и положительные примеры раскрытия данной категории преступлений. В ходе расследования устанавливались лица, которые совершали вышеуказанные действия в количестве от 5 до 10 человек на территории Российской Федерации, а также Украины.

– О киберпреступлениях и том, как не стать жертвой мошенников,  сейчас много говорится и пишется. Почему при такой масштабной профилактической работе так много потерпевших?

– К сожалению, жертвами злоумышленников становятся и те, кто уверен, что с ним этого не произойдет, и те, кто отлично знает о способах хищения и все же предоставляет данные карт-счетов. Возможно, под влиянием эффекта неожиданности или из-за психологических методов завоевания доверия, которые используют преступники. В любом случае, по каждому факту обращения мы проводим проверку и при наличии состава преступления передаем материалы в Следственный комитет.

– Дмитрий Игоревич, а какими способами похищаются денежные средства кричевлян сегодня? Какие самые «популярные»?

– Большинство случаев связано со звонками злоумышленников, которые представляются работниками либо сотрудниками службы безопасности банка. Они сообщают о необходимости подтверждения либо отмены транзакции. И обескураженный владелец карт-счета, боясь потерять средства, предоставляет все запрашиваемые данные. Встречаются и случаи вымогательства. 

– А реально ли вернуть похищенные деньги?

– Это возможно в том случае, если виновник установлен. В случае кибермошенничества, повторюсь, раскрываемость невелика. Только с начала августа 4 дела уже переданы в РОСК. И суммы похищенного достаточно ощутимые для определенных категорий населения. Минимальная сумма похищенного уже в этом году составила 70 рублей, максимальная пока на данный момент в рамках одного дела составила 8000 рублей.

 

Юлия Толпинская.