В агрогородке Ботвиновка есть своя достопримечательность – Троицкая криница. Как говорят старожилы, это историческое место, где рядом когда-то находились церковь и погост.
Существует легенда, что в далекие времена, когда земли Ботвиновки были покрыты густыми лесами, а реки текли полноводными потоками, на этом месте жили обычные сельчане.
Однажды, когда в деревне началась страшная засуха, жители отчаялись. Их поля высохли, а источники пересохли. Они решили обратиться к местному священнику, прося о помощи. Тот отметил, что нужно искренне помолиться Богу. Жители Ботвиновки так и сделали. Собравшись в церкви на праздник Святой Троицы, они молились о помощи. Когда служба закончилась и люди вышли на улицу, то увидели, что неподалеку от церкви забил ключами родник. Они приняли это как добрую весть, а ночью над деревней загрохотал гром и пошел дождь.
В дореволюционное время на день Святой Троицы люди собирались у источника в память об этом событии. Они приносили цветы и зажигали свечи, прося о здоровье и благополучии для себя и своих близких.
В настоящее время у криницы также проводят народное празднество.
Народные обряды
Сегодня сказки детям все чаще заменяют мультфильмами, а книги – телефонами и планшетами. Но в агрогородке Ботвиновка помнят о своих корнях. В народной памяти осталось много обрядов, сказок и легенд. Некоторые из обрядов продолжают выполнятся или возрождаются работниками культуры.
«Уваходзiны»
Например, в Ботвиновском СДК под сценический вариант адаптирован местный обряд «Уваходзіны». Он относится к действам семейно-бытового цикла и посвящен заселению семьи в новый дом. Обряд имеет свои локальные особенности, которые демонстрируются в театрализованном действии. На него можно не только посмотреть, но и получить своеобразное приглашение на символический семейный праздник.
«Петровская свеча»
Обряд зародился в деревне Концы. Справляли его вечером 11 июля с переходом на 12-е. (На праздник Петра и Павла). Вечером организовывалось застолье у хозяйки, которая будет передавать свечу. Утром добавляли воск на свечу, переодевали ее. После освещения в церкви свечу приносили в дом к старой хозяйке. После чего вся деревня с песнями устилала дорогу цветами, колосьями, и люди переносили свечу в новый дом, где хозяева встречали гостей хлебом, солью и приглашали за праздничный стол.