Художники Антон Вырво и Роман Коршунов рассказали, почему возвращаются писать на малую родину – Кричевщину, что дает участие в зарубежных пленэрах и как на них повлияли кричевские "барбизонцы".

На минувших выходных на берегу реки Сож можно было встретить не только романтические пары, но и художников, которые использовали теплые весенние дни для творческой самореализации. Среди них и наши земляки, проживающие сейчас в Минске и Могилеве, Антон Вырво и Роман Коршунов. В свое время они закончили кричевскую художественную школу, колледж искусств, академию искусств. Антон остался преподавать в академии, а Роман попал в Могилев. Несмотря на то, что художники живут в разных городах, они продолжают дружить и приезжать в родной Кричев на творческие пленэры, которые проводят вместе со своими старшими кричевскими коллегами: Владимиром Ерофеевым и Сергеем Масихо.

– При каждой возможности еду на малую родину, – рассказывает Антон Вырво. – Мы стараемся собираться на пленэр вчетвером: я, Роман, Сергей Масихо и Владимир Ерофеев. Стремимся не пропустить характерные времена года – золотую осень октября, зиму, которая очищает палитру, а также раннюю весну. Для меня это одна из любимых пор года – время ледохода, разлива… Беларусь в целом очень интересная, живописная страна. Каждый регион по-своему красив и отличается друг от друга, но Кричевщина дарит особое состояние души. Свои лучшие работы написал именно здесь. Хотя очень люблю Браславщину. Там сохранилась аутентичная Беларусь.


Если брать архетип родины, то озера очень подходят для определения белорусской природы, но в тоже время мне больше нравится Кричевщина, Сож. Поэтому ездим по осени на Волчас, любим писать в Покладах. Очень интересная деревня Калинино – неиспорченная в плане современной архитектуры. Там домики деревянные, и они очень гармонично сливаются с природой. Поэтому могу сказать, что наша родина всегда подпитывала нас.

Не будь кричевской природы, Сожа, еще не известно состоялись ли бы мы как художники.

– Что вам дает участие в зарубежных пленэрах?


– Плюс от пленэров в том, что ты можешь познакомиться с новыми людьми, увидеть, как они работают, побывать в новых местах, – вступает в разговор Роман Коршунов. – А минус – работа по графику. Однажды на Кавказе нас завезли в горы. Начал писать большой холст, чувствую, работа идет, а тут приехал автобус нас забрать. И я остался, чтобы довести дело до конца, хотя потом пришлось 8 километров идти по горам.

– И еще – лучшую работу в большом коллективе не напишешь. Такие полотна нужно писать в тишине, когда ты можешь спокойно подумать, выбрать место, свет (для пейзажа он очень важен), – дополняет друга Антон Вырво. – Мне путешествия нужны для того, чтобы, познакомившись с чужой страной, познать свою. Побывав в Армении, обратил внимание, что там золотистая земля, в Киргизии – миллион оттенков красного… Я задумался: а какая земля у нас? Но до сих пор не могу найти ответа. Она в Беларуси разная, хотя некоторые утверждают, что у нее серебристый цвет.

– Это как в песне: "Чтоб любить Беларусь нашу милую, нужно в разных краях побывать", – соглашается с этим утверждением его друг. – Я бывал на пленэре в Черногории. Так хорошо: море, солнце, песок… Краски в работах яркие. Вернулся в Кричев. Думаю, съезжу в Поклады, поработаю. Около Сожа тишина и спокойствие… И тут же подумалось, что в Черногории хорошо, а дома лучше…

– А это значит тоска по родине, – вновь вступает в разговор Антон Вырво. – Пригласили нас как-то на пленэр во Вьетнам. Встречали радушно. Мы привезли свою выставку. Работы хорошо распродавались. Вроде бы все замечательно и успешно. Были мы там две недели, но где-то на пятый день мне очень захотелось домой. Прямо тоска по Отчизне, еле дождался окончания поездки.

Прилетел в Минск, а на следующий день собрался в Кричев. Дома взял большой холст 130 на 90 и написал свой зимний сад. В эту работу вложил все свои чувства и переживания о родных местах за то время, что был на чужбине. Картина получилась удачной. Участвовала во многих выставках, и потом ее купил музей современного искусства.

– Я часто хожу на выставки пейзажистов. И вижу, кто пишет с натуры, а кто выдумывает свою работу в мастерской, – подводя итог разговора, сказал Антон Вырво. – Чтобы создать достойную картину, нужно выходить из дома. Природа часто дарит нам свои сюрпризы. Я не раз замечал: в небе светит яркое солнце, и вдруг из ниоткуда набежала туча, и что-то в пейзаже спряталось в тень, а что-то освещено яркими лучами. Ты понимаешь, что это очень интересно, и начинаешь свою работу переделывать. Благодаря таким моментам, твоя палитра становится шире, а краски – насыщенней.

Мне нравится, что старшее поколение кричевских художников всегда работало с натуры. Они и сейчас на своем примере придерживаются барбизонской школы французских художников-пейзажистов. И нас с Романом этому научили. Нам повезло, что по жизни встречались хорошие педагоги. Это наш первый учитель Сергей Масихо, в Могилеве у меня преподавал уроженец Климовичей Федор Киселев, в Минске учились у народного художника Мая Данцига. Наши педагоги относились к нам как старшие товарищи. Видели, что мы стремились развиваться в творчестве, и искренне нас поддерживали. Так было в Кричеве, Могилеве и Минске. За это мы им благодарны.

 

Александр Гавриленко.