Более 40 лет трудится врачом-фтизиатром в Кричевской центральной районной больнице Татьяна Останкович. Татьяна Ивановна выбрала довольно хлопотное направление в медицине – вести длительную борьбу с туберкулезом.

Не было никого, теперь династия

Татьяна Ивановна стала первым медработником в своей семье, в которой выросла, но не первым в той, которую создала сама. Ее супруг – эпидемиолог, сын – врач общей практики ЦРБ. «Теперь у нас династия», – говорит врач-фтизиатр.

Пациенты – непростые

Многие наверняка слышали такое мнение, что туберкулез имеет выраженный социальный характер. То есть что им болеют в основном люди, относящиеся к неблагополучным в социальном плане группам – без определенного места жительства, мигранты, заключенные и вышедшие из мест лишения свободы.

– На самом деле выделяют несколько групп риска. Медицинская – это, например, люди с сахарным диабетом и эндокринными заболеваниями, ВИЧ-положительные, с некоторыми другими хроническими заболеваниями. Социальная – это беженцы, мигранты, люди, употребляющие наркотики, заключенные. И если разобраться в корне проблемы, то подверженность заболеванию этой группы вполне объяснима: неблагоприятные социально-бытовые условия, несбалансированное питание, курение, неумеренный прием алкогольных напитков – все это приводит к ослаблению иммунитета, и, в свою очередь, открывает ворота для проникновения инфекции. Третья группа риска – это так называемый обязательный контингент: учителя и учащиеся, работники сферы обслуживания и общепита, все, кто по долгу службы постоянно контактируют с большим количеством людей. Как видите, довольно большая часть населения входит в группы риска. Есть такое выражение, что туберкулез поражает всех без ограничений – от королей до бомжей. И то, что среди заболевших есть люди из абсолютно благополучных семей, заботящиеся о здоровье, тому подтверждение, – объясняет врач-фтизиатр. – Как показывает практика, наши пациенты – люди с тяжелой судьбой.

Условия жизни как лекарство

– Туберкулез – очень коварное заболевание. При хороших условиях жизни оно может находиться в зачаточном состоянии, но при резком ухудшении социальной обстановки довольно быстро проявляется, – констатирует Татьяна Останкович.

Забота – от государства

– Я не ожидала, что моя профессия будет такой разносторонней и интересной. Особенно после того, как в Беларусь пришла Международная программа по борьбе с туберкулезом, ВИЧ и малярией (ПРООН). В нашу отрасль были внесены большие коррективы в плане борьбы с туберкулезом. Внедрены новые методики, стандартизированы схемы лечения, приема препаратов, курсы лечения, введено контролируемое лечение, – говорит врач. – Препараты для лечения туберкулеза очень дорогостоящие, и люди сами не смогли бы их купить, но в нашей стране благодаря поддержке на уровне Президента и государства они для больных бесплатные. С целью отслеживания расхода лекарственных средств прием их контролируемый. То есть пациент приходит в процедурный кабинет и принимает всю суточную дозу препарата в присутствии медработника. Кроме того, первоначально благодаря программе ПРООН пациентам стала оказываться социальная поддержка: продовольственные наборы два раза в месяц и оплата проезда за лечением. Социальная поддержка сохраняется и в настоящее время (при условии добросовестного посещения процедурного кабинета и выполнения всех рекомендаций). Раз в месяц производится контроль анализа мокроты для того, чтобы пациент не являлся бактериовыделителем. В процессе лечения поддерживается преемственность между стационарным и амбулаторным звеньями ЦРБ. Система работает четко, и результаты достаточно эффективные.

Лечение – видеоконтролируемое

– Есть у пациентов и видеоконтролируемое лечение, когда пациент снимает прием лекарства на смартфон и отсылает нам видео, – рассказывает Татьяна Останкович. – Это, кстати, тоже одна из форм поддержки от государства: смартфоны таким пациентам приобретает именно оно. Ведь туберкулез – не только медицинская проблема, а проблема здравоохранения. Здесь надо, чтобы все было в унисон. Если же система разваливается, туберкулез моментально поднимается, это уже доказано жизнью.

И снова – в медицину

Татьяна Останкович признается, что, если бы сейчас у нее была возможность вернуться в прошлое и снова сделать выбор, оставила бы его прежним. «Я на своем месте», – говорит она.

О семье и цветах

На работе Татьяна Ивановна – врач-фтизиатр, но дома – супруга, мама и бабушка. «Моя семья – это моя крепость. Все свободное время провожу с домочадцами. А еще очень люблю заниматься цветами на даче», – поделилась медик.