Воспитатель – сложная, но интересная работа. Нет, даже не работа, а призвание. Именно профессия воспитателя требует от человека не только больших знаний, но и душевных сил, терпения. Радует то, что, несмотря на сложности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни педагогический труд. Или же наоборот – профессия выбирает их.

Яркий тому пример – Алла Титкова, воспитатель яслей-­сада №19.

– Профессия действительно сама меня выбрала. Как? С детства вокруг меня всегда было много детей. Я была старшей в многодетной семье, всегда присматривала за младшими. В школе ко мне тянулись ученики младших классов, – рассказывает Алла Романовна. – Кстати, когда была в 8 классе, учителя решили нарисовать стенгазету, где представляли наше будущее – кто кем станет. И что примечательно, я была нарисована среди множества детей. И еще тогда пыталась доказывать педагогам, что они ошибаются, что не стану воспитателем.

«Так получилось»

– После окончания школы пойти учиться туда, куда хотелось, не вышло. И так получилось… что судьба «привела» в педагогическое училище имени А.С. Пушкина в родном Пинске, поступила на специальность «Воспитатель». Не иначе как пазлы складывались в ступеньки будущей профессии, – с улыбкой вспоминает уже воспитатель со стажем Алла Романовна.

Куда дальше судьба завела тогда еще студентку педучилища? В Кричев – вышла замуж за местного парня. И в ясли-­сад №19 – на первое и единственное место работы.

Да, представление школьных учителей о будущем школьницы Аллы стало явью. Видимо, и впрямь судьба.

Сквозь призму 30-летнего опыта

– Мои достижения на профессиональном поприще – это успехи всего коллектива. Благодаря тем, кто работал раньше со мной, и тем, кто работает сейчас, я «росла» как специалист, многому научилась, – констатирует воспитатель.

За 30 лет работы в детском саду Алла Титкова выпустила не одно поколение. И не одно поколение бывших воспитанников приводили уже своих детей к Алле Романовне. А есть и те, кто планируют родительство так, чтобы в будущем их чадо попало в группу к их любимой воспитательнице.

Воспитание детей - воспитание себя

- Однозначно. Воспитывая ребенка, воспитываешь и себя. Ни в коем случае нельзя позволять себе сделать то, что потом скопирует ребенок и покажет тебя не с лучшей стороны. Воспитатель должен держать себя в определенных рамках, ведь для воспитанника он – образец, пример для подражания, – считает А. Титкова.

Сейчас дети  и родители – другие

«Сравнивая детсадовцев в начале моего трудового пути и сейчас, очевидно одно – сейчас дети действительно другие. Раньше малыши были трудолюбивыми, собранными, внимательными, усидчивыми, они дорожили словом родителей. Но самое главное – те дети не только слушали, но и слышали воспитателя. Сейчас же все иначе – дети слушают, но уже имеют на все свое мнение. Нынешнее поколение детей настолько умное, коммуникабельное, развитое, что порой мы, воспитатели, не всегда за ними успеваем. Трудолюбие, усердие и ответственность прогрессируют, прямое тому доказательство – современные дети. Они сегодня – двигатель прогресса. И сегодня смело можно утверждать, что дети XXI века в какой­то степени сами обучают своих воспитателей», – убеждена Алла Романовна.

А родители? «К сожалению, сейчас многие мамы и папы ответственность за воспитание их детей полностью переложили на детский сад и школу. А ведь родители – первая ступенька в формировании личности: за три года, пока мамы находятся в декретном отпуске, и до пяти лет у детей на 80% формируется характер. Остальные 20% – после шести лет. То есть, что родители «вложили» в чадо до 5 лет, то и получают в будущем. Как говорится, имей детей, а в детях – толк», – отмечает собеседница.

Воспитатель – каким он должен быть?

– Он должен быть наблюдателем: если не видеть ребенка, то невозможно узнать, чем он живет. Наблюдение помогает воспитывать. И, что немаловажно, детей нужно воспринимать как личность, но не идти у них на поводу, – заключила Алла Романовна.

К слову, профессиональные качества Аллы Титковой были оценены на самом высоком уровне – республиканском:  Алла Романовна была отмечена Почетной грамотой Министерства образования Респуб­лики Беларусь.

Юлия Толпинская.