Всегда по-доброму завидовал художникам. Они способны подчеркнуть акценты так, чтобы в любой картине чувствовались идея и настроение. Одним из таких художников является Владимир Ерофеев. Он пишет с натуры, и поэтому его часто можно увидеть с этюдником в любую пору года на берегу Сожа, в отдаленных деревеньках, в лесу и в центре города. Недавно довелось побывать в святая святых художника – его мастерской. Там он и рассказал о своих первых шагах в творчестве и видении окружающего мира.
– Мы с братом стали увлекаться рисованием с самого детства. Когда родители уходили на работу, они давали нам карандаши и бумагу, и мы рисовали целыми днями, – вспоминает художник. – Когда подросли, нам показали, как можно переводить рисунки через копирку на бумагу. В школе на уроках мы уже перерисовывали графические портреты поэтов и писателей. Развивалось образное мышление, и мы переносили свои фантазии на рисунки. В середине семидесятых стали заниматься в изостудии, которой руководил талантливый педагог и художник Анатолий Геращенко. Это для нас было новой ступенью развития. Мы учились писать акварелью, гуашью, масляными красками, а также рисовали карандашом – не только постановочные натюрморты, наброски пейзажей, но и портреты с натуры и и прочее.
– В каких направлениях вы работаете сейчас и что вас вдохновляет?
– Работаю в жанре реалистичного пейзажа. Пишу природу своей малой родины, где родился, вырос, живу и занимаюсь творчеством. Созидание должно наполнять каждую минуту нашей жизни. В тишине, потоке мыслей вдруг понимаешь, что ты инструмент Творца и твоими руками создаются прекрасные вещи. В своих пейзажах хочу отобразить то, что вижу, понимаю, чувствую, но чтобы их писать, нужно иметь особое видение, развивать его на протяжении всей своей жизни. Представьте, вы находитесь на природе и стараетесь передать красками свои чувства, ощущения, чтобы изобразить мимолетное движение облаков, постоянно меняющиеся тени по тону, по цвету. Изобразить дерево, землю, снег, дома несложно, но надо это сделать так, чтобы через свою душу передать красоту Божьего мира и чтобы это было не просто фотографическое изображение, а одухотворенный образ природы.
– Что вы чувствуете, когда выезжаете на природу и начинаете работать?
– Во-первых, когда выходишь на природу, ты должен настроиться на волну красоты, которую видишь вокруг. Когда пишу, то чувствую себя на своем месте. Ведь занимаюсь своим любимым делом. Для художника, который работает в пейзажной живописи, это определенное состояние души. Когда ты пишешь с натуры, то незаметно для себя во время творческого процесса вживаешься в окружающую тебя природу. Внутри тебя происходят необъяснимые процессы. Это трудно объяснить – можно только чувствовать. И эти чувства, когда работа уже готова, никуда не исчезнут, потому что ты пропустил через себя весь творческий процесс. Ты обогатил свою душу: стал тоньше, глубже, добрее.
– Для художника выставки и пленэры, как для писателя издание книги. Расскажите, где вы выставлялись и в каких пленэрах участвовали?
– В районных и областных выставках начал участвовать с 1977 года. В 1987 г. стал участником молодежной республиканской выставки, которая проходила во Дворце искусств (Минск). Там были выставлены две мои работы «Пасмурный день» (гуашь) и «Зимние сумерки» (акварель). В 1995 году стал победителем областного конкурса, посвященного 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2000 году в Могилеве прошла моя первая персональная выставка. Затем их было много и в моем родном городе, и райцентрах нашей области. Но самая значительная персональная выставка прошла в 2016 году в Смоленске в Доме художника. Коллеги поддержали меня, было много положительных отзывов. Вообще, стараюсь не пропускать ни одной выставки, потому что участие в них дает возможность не только общаться с художниками, но и сравнить свои работы с картинами других авторов и сделать для себя определенные выводы. Это очень важно для дальнейшего развития в творчестве. В 2001 году участвовал в своем первом пленэре на Чигиринском водохранилище в Чечевичах. Затем в 2006-ом был приглашен на международный пленэр в Шумячи. Они проходят здесь регулярно на протяжении ряда лет. По их итогам в Смоленске прошла международная выставка памяти художника Ф.Шурпина. Также в этой выставке принимал участие известный кричевский художник Сергей Масихо. С 2018 года постоянно участвую в международных выставочных проектах «Коллегиум», который проводится в Оршанской художественной галерее В. Громыко.
– Есть у вас работа, которую вы считаете самой лучшей из написанного вами?
– Такой работы у меня пока нет. В творчестве мне нравится сам процесс. Постоянно нахожусь в поиске новых композиций, цветовых решений.
– Как часто вы беретесь за кисть?
– После выхода на пенсию у меня появилось много свободного времени, которое стараюсь максимально использовать для своего совершенствования в творчестве. Стремлюсь брать в руки кисть каждый день и работаю по несколько часов. Это позволяет мне находиться в форме.
– Бывают ли перерывы в творчестве?
– Перерывы в творчестве бывают у любого художника. Это временный кризис, который никак не может навредить созиданию. Просто когда мастер постоянно выкладывается в своей работе, произойти может всякое. Но после перерыва снова приходит вдохновение, появляются новые идеи, наступает переосмысление творчества. И, взяв после перерыва в руки кисть, ты будешь творить на всю силу уже на более высоком уровне.
– Какие чувства вы испытываете к своим старым работам?
– Если работа написана удачно и в нее заложена частичка души, то она не может быть старой. Она продолжает жить своей жизнью. Периодически просматривая свои ранее написанные работы, конечно же, начинаешь замечать какие-то недочеты: где-то нужно было усилить цвет, что-то нужно было сделать помягче. И тогда берешься за кисть и стараешься довести картину до абсолюта.
– Опишите себя одной фразой или предложением…
– Любовь к живописи я пронес через всю свою жизнь.
Александр Гавриленко.