«Быть учителем – это призвание, быть хорошим учителем – это талант», – так считает ветеран педагогического труда Татьяна Живицкая. Она большую часть жизни учила детей самостоятельно мыслить, сопоставлять факты и искать информацию, раскрывала и развивала творческие способности, учила любить себя и окружающих. У нее огромный опыт – 52 года работы с детьми.

Сейчас этой женщине 90 лет, но несмотря на возраст она по-прежнему активна, занимается патриотическим воспитанием молодежи и всегда даст дельный совет своим молодым коллегам. Ее детство выпало на военное лихолетье. Трудности того времени не отбили у нее желания учиться, развиваться, расти профессионально.

– Я родилась в деревне Шароевка Чериковского района. Отец был шофером, а мать колхозницей, – рассказывает о себе Татьяна Михайловна. – Папа ушел в начале войны на фронт, и больше мы его не видели. У матери на руках осталось четверо детей. Во время фашистской оккупации жили очень бедно. Но самое плохое случилось, когда немцы сожгли наш дом. Матери пришлось искать для нас приют.

– До войны закончила только один класс, – вспоминает собеседница. – При немцах была попытка возобновить учебу. Собрали детей в школу, которую построили перед самой войной. Но наше обучение закончилось, едва начавшись: кто-то из детей на стене здания нарисовал звезду. Напротив находился полицейский участок. Тут же наскочили полицаи: выстроили всех детей, долго пытались выяснить, кто это сделал, но никто ничего не сказал. Тогда нас всех наградили плетью, и на этом обучение завершилось. В 1943 году пришли наши, и я снова пошла учиться. Помню, как собиралась в школу. Одеть было нечего. Кто-то из солдат, квартировавших в деревне, дал свою нижнюю рубашку, которая стала мне платьем, а другой военный – кусочек парашюта, из которого мама сделала для меня платок. Вот в таком наряде и с большим желанием отправилась в школу. После поступила в педучилище, закончив которое, отправилась в одну из школ Чериковского района. Педагогов тогда не хватало, поэтому преподавала разные предметы, в том числе и математику.

– В начале трудовой деятельности не могла найти подход к детям, – призналась Татьяна Михайловна. – Была еще совсем молодая, а ученики встречались разные: один может нагрубить, другому я что-то не так скажу. Меня постоянно терзала мысль, что так нельзя – нужно искать подход. Пришла к выводу, что мне не хватает знаний. Это уже потом поступила в педагогический институт на исторический факультет, а до этого нужно было искать выход самой. Занялась самообразованием. Прежде всего стала выписывать журнал «Семья и школа» и другие педагогические издания. В них находила подсказки, как нужно поступить в том или ином случае. Научилась контактировать с детьми, помогать тем из них, у кого были трудности в общении со сверстниками. До сих пор благодарна этим журналам – статьи опытных педагогов помогли мне лучше узнать психологию. Благодаря этому у меня сложились доверительные отношения с учениками. Многие из них помнят меня не только как преподавателя, но и человека, который старался им помочь.

– Большую часть жизни я прожила в Сокольничах, работая с 1964 по 1987 годы в местной школе. У меня трудовой стаж составил 42 года. Ушла на пенсию, но умер муж, и я побоялась оторваться от людей, общения, поэтому пришла в район проситься на работу. Мне нашлось место в Осовецкой школе, и я проработала там еще 10 лет. До сих пор занимаюсь общественной работой. Это моя внутренняя потребность – быть с людьми и на людях. Пусть большой работы не делаю, но вношу свой посильный вклад в общее дело. А своим коллегам скажу: важно, чтобы каждый педагог понимал, что ему нужно постоянно пополнять запас профессиональных знаний и искать выход из той или иной ситуации, тогда из него получится хороший учитель. 

 

Александр Гавриленко.