Родители иногда забывают, что воспитание и образование ребенка – это не только ответственность школы, но и их собственная задача. Заботиться о ребенке – это не только обеспечить ему одежду, обувь и пищу. Важно активно участвовать в его обучении и развитии. Образование начинается дома: обсуждение прочитанных книг, помощь с домашними заданиями, совместные занятия творчеством и спортом. Родительская поддержка и вовлеченность играют ключевую роль в формировании интереса к учебе и развитию навыков. Взаимодействие с ребенком создает прочный фундамент для его будущего.
Так считает руководитель городского отделение БОО «Федерация настольного тенниса» Николай Агеев, который и сам является отцом двоих детей.
– В школе ребенок находится не весь день, основное время он все же проводит дома. В эти часы важно, чтобы дети не оставались без присмотра. Родители должны активно участвовать в их жизни, прививая им увлечения, которые будут полезны и интересны. Мальчики и девочки должны иметь возможность попробовать себя в различных кружках и секциях, чтобы найти занятие по душе. Мой сын Владислав, который закончил пятый класс, прошел через множество спортивных секций: он занимался вольной борьбой, боксом, футболом… В итоге сейчас он полностью отдает свое время настольному теннису. Но это не единственное его увлечение – с четырех лет он также посещает детскую школу искусств, где развивает свои творческие способности. Моя дочь Валерия, окончила первый класс и также активно занимается в ДШИ. Важно, чтобы дети росли в окружении разнообразных возможностей, что поможет им раскрыть свои таланты и определить свои интересы. Родительская поддержка и вовлеченность в их занятия – это залог успешного и гармоничного развития.
– Видимо, не только к чему-то полезному нужно привлекать детей, но и воспитывать их?
– Это, без сомнения, так. Недавно мне довелось стать свидетелем весьма тревожной сцены на улице. Мальчики, вероятно, второклассники, ругались так, как будто они были настоящими сапожниками. Их не смущало ни окружающие, ни тот факт, что рядом находились взрослые. Когда одна женщина сделала им замечание, они ответили ей – грубостью и пренебрежением. Я не мог оставаться в стороне и тоже сделал им замечание. В этот момент я заметил, как они, хотя и хотели ответить мне так же, но сдержались.
– Откуда же берутся такие слова и поведение у детей?
– Ответ, к сожалению, лежит на поверхности: это отголоски бесконтрольности со стороны родителей и влияния окружающей среды. Семья, где отсутствует должный контроль, и улица, полная негативных примеров, становятся источниками такого поведения. А доступность интернета лишь усугубляет ситуацию, предоставляя детям возможность знакомиться с ненормативной лексикой и агрессивным контентом.
Поэтому в завершение хочется добавить, что ребенок не будет ругаться матом или беспризорничать, если не будет видеть такого в семье. Ведь как я уже сказал в школе он проводит только часть времени, а остальное в семье.
– Вы хотите сказать, что поведение ребенка – это зеркальное отражение поведения его родителей?
– В большинстве случаев – да, ребенок не будет ругаться матом или вести себя беспризорно, если не будет наблюдать подобного поведения в семье. Как я уже упоминал, в школе он проводит лишь часть своего времени – основная же часть его жизни проходит в домашней обстановке, где формируются его привычки и ценности.
Семья – это первый и самый важный круг общения для ребенка. Именно в родном доме он учится различать добро и зло, уважение и пренебрежение. Если в семье царит атмосфера поддержки, любви и взаимопонимания, ребенок будет перенимать эти ценности и применять их в своей жизни.
К сожалению, если он видит, как взрослые используют ненормативную лексику или проявляют агрессию, он может воспринять это как норму. Дети склонны копировать поведение родителей, и если они наблюдают за грубостью или хулиганством, это может стать частью их мировосприятия.
Важно помнить, что наше поведение и слова формируют их взгляды на мир. Только в атмосфере любви и уважения они смогут вырасти гармоничными и достойными людьми.