«Летом двигательная активность детей должна быть увеличена где-то на полтора часа. Недостаточная активность сильно влияет на здоровье: нарушаются режим дня, питание, стресс. Лето — это время каникул, отдыха, но нужно понимать, что это тот период, когда должно быть максимальное оздоровление детей. Если организовать все должным образом, то это содействует интеллектуальному развитию ребят, удовлетворяет их индивидуальные потребности. Для этого должна быть создана среда (те же игровые площадки), сформировано понимание важности этого вопроса у родителей, а также мотивация заниматься», — отметила Елена Гузик.
«Необходимо также создать безопасные условия, чтобы это было не травматично для детей и интересовало их. Это должно быть разностороннее развитие, когда мы, организуя различные виды двигательной активности, учитываем комплексный подход, используем разные средства и учитываем интересы детей. Методики должны всегда соответствовать возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития, — подчеркнула профессор кафедры. — Обязательно проводить больше времени на свежем воздухе. На самом деле формы занятий с детьми летом не отличаются от тех, которые проводятся в учебное время. Просто они проводятся на свежем воздухе».
Недостаточная двигательная активность негативно сказывается на здоровье детей. Так, уже к пятому классу у каждого четвертого ребенка есть нарушение осанки и сколиоз, а у 40% ухудшается зрение. На каникулах этому необходимо уделять еще больше внимания, ведь ребенок вместо подвижных игр легко выбирает гаджеты. Это не обязательно должны быть спортивные мероприятия, можно просто пройтись с ним пешком в парк или даже просто в магазин. Главное, чтобы это нравилось детям и закрепилось в их жизни на регулярной основе. В будущем эти привычки будут способствовать их здоровью даже при сидячей работе.
«Нужно запомнить, что у детей дошкольного и школьного возраста ежедневно должен быть час активной двигательной деятельности. Помимо уроков физкультуры, должны быть и пешие прогулки — в школу и обратно, а также игры после занятий во дворе. В физическую активность необходимо добавить утреннюю зарядку, например даже перед уроками в школе. Поощрять разные формы игровой работы, в том числе в учебной деятельности, — дать задание и первому решившему его бежать к доске, чтобы написать его. Физкультминутки должны быть не только в начальных классах, но и в старших. Динамичные перемены, когда в коридорах организуются какие-то игры, также повышают двигательную активность детей. Отлично в этом плане работают различные спортивные праздники, соревнования, секции, велопрогулки. Только около 7% детей говорят, что они на переменах бегают. В основном они общаются с друзьями, делают домашнюю работу, то есть находятся в сидячем положении», — добавила Елена Гузик.
Физическая активность влияет на общее состояние организма, улучшает работу сердечно-сосудистой системы, состояние кардиометаболического здоровья, нормализует артериальное давление и состояние костно-мышечной системы, снижает уровень глюкозы в крови и фактор риска ожирения.
«В Беларуси существует целый ряд нормативных документов, которые определяют необходимость организации двигательной активности. Кроме того, в каждой школе осуществляется медико-педагогический контроль уроков физкультуры. Медицинский работник учреждения образования должен каждый месяц посещать хотя бы один урок, чтобы посмотреть правильно ли организовано занятие», — резюмировала профессор кафедры.