Как бороться с зависимостью от покупок на маркетплейсах – делимся полезными советами

3

Покупки на маркетплейсах – это всегда удобно и доступно. Именно поэтому они могут вызывать зависимость, которую порой сложно побороть. Как развивается такое привыкание и что с этим делать? Рекомендации дала Василина Смолян, психолог отдела общественного здоровья Гомельского городского центра гигиены и эпидемиологии.

Как отмечалось выше, покупки в онлайн-магазинах привлекательны из-за своего удобства и доступности – вы можете просто и быстро заказать товар 24/7. И это самое главное преимущество маркетплейсов.

Также они «заманивают» покупателей широким выбором – там можно найти все что душе угодно. Из-за этого у человека в голове складывается иллюзия, что ему все нужно.

«Акции, скидки и купоны − еще одна особенность маркетплейсов. Интернет-площадки постоянно предлагают различные акции и скидки, создавая ощущение срочности и выгодности. Это также стимулирует совершать импульсивные покупки. Кроме того, маркетплейсы используют алгоритмы для показа рекламы и рекомендаций, основанных на ваших предыдущих покупках и поисковых запросах. Рекомендации и реклама таким образом подбирается конкретно под вас, что также делает покупки онлайн очень привлекательными», – отметила Василина Смолян.

По ее словам, одна из главных причин развития зависимости от покупок онлайн на маркетплейсах кроется в процессах, происходящих в нашем мозге в этот момент. Процесс выбора и заказа товара может использоваться как способ справиться со стрессом, скукой, одиночеством или плохим настроением. Также процесс покупки, особенно со скидкой, вызывает выброс дофамина в мозг, что создает ощущение удовольствия и подкрепляет подобное поведение.

Как бороться с зависимостью от покупок на интернет-площадках?

— Первое (и самое важное) – признать наличие проблемы. Понаблюдайте, в какие моменты вас больше всего тянет совершить покупки и составьте список триггеров. Это поможет разработать стратегии для их избежания или смягчения.

– «Стратегия ограничения». Если вы не можете удержаться от покупок на интернет-площадках, рассмотрите возможность удаления своих аккаунтов на маркетплейсах с телефона. При необходимости совершить нужную покупку пользуйтесь компьютером, но не постоянно.

– Рекламные рассылки и уведомления – прочь! Отпишитесь от них, чтобы избежать постоянных соблазнов. Не лишним будет удалить данные банковских карт из своих аккаунтов – это даст вам больше времени на размышления.

– Установите лимит времени и лимит расходов. Эффективно для борьбы с покупками на маркетплейсах подходит правило «24-48 часов».

«Прежде чем купить что-то импульсивно, подождите 24 или 48 часов. За это время ваше желание может утихнуть, и вы определите, точно ли вам нужна эта вещь», – рекомендует психолог.

— Планируйте покупки заранее. Составьте список необходимых вещей и покупайте только их. Также можно завести дневник покупок, куда вы будете записывать каждую покупку, цену и причины, по которым вы ее совершили.

— Обратитесь к психологу, если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно.

Партнерский материал