Что происходит с детьми, которые становятся свидетелями насилия, рассказала Ольга Ладошкина, инструктор-валеолог Кричевской ЦРБ.
— Ребенок всегда идентифицирует себя со значимым взрослым. Будучи свидетелем насилия, он сталкивается с теми же последствиями, с которыми сталкиваются дети, к которым это насилие применяют, — отмечает медик. — Основное чувство — это потеря безопасности. Однако к нему может добавиться ощущение беспомощности. Когда ребенок становится сам объектом насилия, у него создается видимость, что он может на что-то повлиять: убежать, спрятаться. Когда насилие происходит с другим человеком, ему остается только стоять и смотреть.
Чтобы справиться с происходящим дома, дети вырабатывают защитные механизмы. Они похожи на стратегии выживания, которые выбирают люди, подвергающиеся насилию напрямую:
— самоограничение: они контролируют свои слова и действия;
— навык быть незаметным: они учатся не привлекать к себе внимания;
— избегание опасных мест в квартире, например, кухни или гостиной;
— привычка опасаться всего: у них пропадает доверие к миру и появляется убеждение, что взрослые представляют опасность.
Дети также могут пытаться защитить пострадавшего от агрессора, звать на помощь, переключать внимание на себя. Так они уже занимают активную роль в ситуации насилия между родителями. Дети–свидетели насилия – это не просто «пассивные свидетели», а пострадавшие от него.
Как наблюдение домашнего насилия влияет на детей?
— они испытывают чувства тревоги, тоски и одиночества;
— у них есть нарушения сна, например, бессонница или ночные кошмары;
— они склонны к расстройствам пищевого поведения: перееданию или отказу от пищи;
— они склонны к агрессивному поведению или, наоборот, имеют апатичное и пассивное отношение к окружающему миру;
— у них низкая самооценка, чувство вины, стыда, страха и неполноценности;
— они склонны к депрессии и риску развития посттравматического стрессового расстройства;
— у них есть трудности в обучении из-за снижения когнитивных функций.
Как помочь ребенку справиться с пережитым?
Первое, что нужно сделать, – обеспечить ему безопасную среду. Ребенку необходима фигура безопасного взрослого, который будет защищать его, покажет, как с ним можно поступать, а как нельзя. Насилие, которое видел или слышал ребенок, делает его очень уязвимым. Ребенок должен знать, что есть человек, который, всегда за него, и если, например, его кто-нибудь обидит, то есть кому защитить.