В первое воскресенье августа вся страна отмечает значимый профессиональный праздник — День железнодорожника. Этот день посвящен тем, кто трудится на стальных магистралях, обеспечивая безопасность и эффективность пассажирских и грузовых перевозок. От слаженности их работы зависит не только комфорт путешественников, но и жизненно важные поставки товаров, которые поддерживают экономику нашей страны.
Заслуга железнодорожников
За всю историю белорусской железной дороги было сделано немало для блага граждан. Железнодорожники проявили высокий уровень профессионализма и ответственности, благодаря чему удалось преодолеть множество трудностей. Особую роль железная дорога сыграла в годы Великой Отечественной войны, когда именно она стала важнейшей артерией для транспортировки военных грузов, продовольствия и эвакуации людей.
Сегодня мы хотим рассказать о паровозах, на которых трудились машинисты в послевоенные годы и которые сейчас продолжают служить людям не как музейные раритеты, а как равноправные участники многочисленных патриотических акций. Об этом рассказал заместитель начальника локомотивного депо по ремонту Максим Рубаник.
Возрождение ретро
Мы прошли на специальную площадку, где стоят ретро-локомотивы.
– Эти два паровоза – 770–36 и 795–92, – разъясняет Максим Станиславович, – участники «Поезда Победы», который курсировал по всей Беларуси. Как только они прибыли на базу, мы провели их сушку и консервацию, чтобы потом в любой момент можно было отправить на новые мероприятия или, например, на съемки фильма. К нам с этими вопросами неоднократно обращались кинематографисты, в том числе из «Беларусьфильма».
Есть идея
– Максим Станиславович, как пришла идея их отремонтировать и ввести в действие?
– В 2000-х годах у нас была построена база запаса, и со всей Беларуси к нам передали около 60 паровозов. Их обслуживал отдельный цех. Затем мы потихоньку начали передавать их как экспонаты в музей железнодорожной техники, на линию Сталина (наши сотрудники туда ездили, организовывали ремонт бронепоезда) и в другие точки. Идея вернуть на рельсы старинные паровозы витала в воздухе уже давно. Это не просто желание; это стремление показать детям и взрослым уникальную технику, которая стала символом целой эпохи. В последние годы интерес к истории возрос, и такие инициативы, как восстановление паровозов, становятся особенно актуальными. Паровозы – это не просто машины, а настоящие свидетели времени. Они были основой транспортной системы, на которой держалась экономика и жизнь целых регионов. Особенно важную роль они сыграли в военные годы, когда именно эти мощные тяговые единицы доставляли грузы и людей в самые трудные моменты. На паровозах перевозили боеприпасы, продовольствие и эвакуировали граждан, обеспечивая надежность и безопасность. Поэтому мы за это дело и взялись. Сначала ввели в строй один, потом второй… На данный момент у нас четыре действующих паровоза и четыре недействующих. Все они предназначены для сохранения исторической памяти. Из действующих паровозов три на ходу, четвертый в этом году планируется отправить на капитальный ремонт в Москву. Эти паровозы 50-х годов. Все они в хорошем состоянии. Приезжали специалисты из Московского депо, проводили обследование, которое показало удовлетворительное техническое состояние. У железной дороги есть задумка пустить по Беларуси экскурсионный ретро-поезд на паровозной тяге.
Мастера на все руки
– Кто занимался ремонтом техники?
– Важно подчеркнуть, что восстановлением паровозов занимались именно наши работники. У нас есть специальный цех, который полностью занимается этой уникальной техникой. Это единственное депо в Беларуси, где восстанавливаются паровозы, возвращая их к жизни и даря им второе дыхание. Когда наши машины отправляются в другие локомотивные депо, мы командируем туда и своих людей, которые сопровождают и контролируют процесс. Мы гордимся тем, что можем делиться своими навыками и знаниями с коллегами.
– Кто управляет паровозами?
– У нас обучили четыре локомотивные бригады. В этом году планируется обучить еще четыре: машинистов-помощников, а также по всей Беларуси с каждого локомотивного депо будет обучена одна бригада.
Вклад железнодорожников
– По-вашему, в чем главная цель восстановления старой техники?
– Ремонт паровозов и их участие в патриотических акциях и съемках фильмов – это не просто важное, но и крайне нужное дело, которое было задумано и успешно реализовано в Кричевском локомотивном депо. Эта инициатива стала символом нашей любви к истории и уважения к наследию, которое мы получили. Ведь еще не так давно паровые локомотивы были основными героями на железнодорожных путях. Их участие в патриотических акциях позволяет нам сохранить память о тех, кто трудился на железных дорогах, особенно в годы войны, когда эти машины играли решающую роль в обеспечении перемещения войск и грузов. Каждый проект по восстановлению паровоза – это шаг к сохранению истории и культуры, которые объединяют людей, вдохновляют их и пробуждают интерес к нашим корням. Наша цель – не только восстановить локомотивы, но и передать их значение будущим поколениям, чтобы они помнили и ценили тот вклад, который железные дороги внесли в развитие нашей страны.