кричевский пасечник

Как инженер и фермер решил стать пчеловодом, почему этот год – удачный для пчел и в чем белорусы и пчелы похожи? Пообщались с пасечником Михаилов Конорейко.

Мир и созидание – завет наших предков, который белорусы соблюдают до нашего времени. Этого же тезиса придерживается и подавляющее большинство наших земляков, в том числе и житель агрогородка Молятичи, пчеловод Михаил Конорейко. За свои почти шесть десятков лет этот человек успел попробовать себя в разных профессиях – работал водителем, заведующим машинным двором в колхозе, главным инженером, музыкантом, а в начале девяностых стал фермером. И все это время он увлекался пчеловодством. Наблюдая за пчелами и работая с ними, он многому научился и по­философски начал относиться к жизни.

– Любовь к пчелам ко мне пришла еще в детстве, – рассказывает Михаил Павлович, с которым мы встретились на пасеке в поселке Узкий. – Уже в десять лет помогал отцу заниматься этим делом. Сам серьезно увлекся пчеловодством в 25 лет. Все ульи, которые есть на пасеке, сделал своими руками. Держу своих подопечных в больших ульях­лежаках – так, как это делали в старину. Делением семей никогда не занимался. Увеличиваю их численность только роями, путем естественного отбора. Пчелы сами физиологически подготавливаются – это увеличивает продуктивность семьи.

– Вы сами живете в агрогородке, а пчелы у вас находятся в другом населенном пункте.

– В 2008 году Молятичи стали агрогородком. Там проводилась новая улица, и моя пасека оказалась рядом с ней. Считаю, что близкое соседство людей с пчелами во время роения не совсем безопасно, поэтому решил перенести ульи в другое место. Сельисполком в этом деле сразу пошел мне навстречу, и уже скоро будет 15 лет, как моя пасека находится здесь.

– Вы были фермером, почему решили оставить эту сферу деятельности?

– Работать я умею, и у меня всегда были хорошие урожаи. В бытность фермером обрабатывал 25 гектаров земли. За сезон реализовывал по 100 тонн картофеля и столько же зерна. Держал четыре коровы, 40 овец. Но в те времена легче было вырастить продукцию, чем реализовать. Поэтому решил уменьшить земельный надел, но животных и пчел продолжал держать. Было время, когда у меня на пасеке содержалось 104 пчелиных семьи. А потом сократилось до пяти.

– Неудачная зимовка, варроатоз?

– У меня в семье произошло горе – умерла жена. Она работала заведующей в клубе, а я там играл на гармони на разных праздниках и мероприятиях. Этому меня еще в детстве научил отец. Во время болезни жены мне некогда было смотреть за пчелами. Постепенно уменьшалась и другая живность. А после ее смерти я как­то сам потерялся в жизни, запутался. Было тяжело, но Бог дал силу, душа исцелилась. Помогли и оставшиеся в живых пчелы – стал присматривать за ними, забываясь о своих думах. Так вновь вернулся к пчелам, а они ко мне. Сейчас у меня около 70 семей.

– В этом году вокруг вашей пасеки рос озимый рапс, а это, как известно, отличный медонос.

– Да, этот год очень удачный для моих пчел. Около пасеки в радиусе полета пчелы КСУП «Малятичи­АГРО» было высеяно около 500 гектаров озимого рапса. Поэтому уже в мае собрал хороший урожай меда. Получилось взаимовыгодное сотрудничество с хозяйством: пчелы приносили в ульи мед, при этом опыляли рапс, увеличивая урожайность этой культуры. Семьи в этом году также сильно роились, поэтому дней сорок здесь приходилось дневать и ночевать. Так что это не правда, когда считают, что пчеловоду сладко живется. В нашей профессии также, как и во всех других, хватает своих трудностей. Ведь не зря говорят, что если хочешь быть пчеловодом – сам будь, как пчела, трудолюбив.

– Михаил Павлович, иногда белорусов за их трудолюбие сравнивают с пчелами, говорят – трудится как пчелка. Вы согласны с этим утверждением?

– Полностью. Белорусы – очень трудолюбивый народ и, как пчелы, мирный. Но мы живем в очень сложное время. Я, как отец двоих детей, дед, – беспокоюсь за обстановку в мире и благодарю нашего Президента за то, что мы живем в мирной стране. Смотрю телевизор, читаю газеты и вижу, что Александром Григорьевичем прилагаются все усилия, чтобы такое положение вещей оставалось и в дальнейшем. Самое главное – люди ему верят. Он – человек слова: если что­то сказал, значит, сделает. В этом можно быть уверенным и потому, что за годы, которые он руководит страной, многое изменилось в лучшую сторону. Я очень хорошо помню начало девяностых – развал и разруха, пустые прилавки. Ведь потому тогда и ушел в фермеры, что в колхозе стало трудно прокормить семью. Но с приходом Александра Лукашенко людям стали регулярно выплачивать пенсии, пошли стабильные заработки. Несмотря ни на что, страна стала развиваться, росло благосостояние белорусов. В магазинах стало изобилие товаров. Еще раз скажу: белорусы – мирные, трудолюбивые и добросовестные люди. И благодаря всем нам и Президенту, все у нас будет хорошо.

пасека в кричеве

 

 

Александр Гавриленко.